Как шампанское стало новогодним напитком
Совсем скоро мы будем наряжать ёлку, дарить подарки и слушать новогодний бой курантов с бокалом шампанского в руках. Наверное, нет ни одного человека, который встречает Новый год без этого искрящегося символа чуда! Откуда в отечественной культуре появилась традиция праздновать Новый год с шампанским?
Алкогольная «тема» вообще – а не только празднично-новогодняя – присутствует в мировой культуре с древнейших, еще доцивилизацонных времен. Культура питания периода Каменного века была ограничена весьма практичными рамками: наличием ингредиентов и пользой. Человек вынужден был решать вопрос выживаемости, в том числе связанный с наличием чистой питьевой воды – ее отчаянно не хватало. Тяжелые условия жизни требовали прорывных решений. Методом проб и ошибок человечество обнаружило тонизирующие вещества, вкусные сладкие плоды и ягоды, способы ферментации и многое другое. Пра-алкоголь вошел в культуру, как простейший выбор – пей или умри.
В ходе историко-культурного процесса человек научился культивировать растения, придумал посуду, инструменты и технологии для приготовления напитков. Алкоголь покинул границы культуры питания и вошел в религиозные, социальные и коммуникативные практики. В языческих пантеонах появились боги-покровители вина и виноделия, пива и других «священных» напитков. В Японии Инари отвечала за рис и виноделие, Дзюродзин – способствовал долголетию и знал рецепт напитка бессмертия (конечно, саке). В Китае «8 бессмертных пьяниц» - «музы»-мужчины – покровительствуя литературе, театру, попутно изобрели вино мицзю (аналог саке). Индийская богиня вина и опьянения – Сура – родилась в процессе пахтания океана и создания напитка бессмертия. Египетский Шезму делал вино для мертвых фараонов из крови грешников; ради умиротворения львиноголовой Хатхор Ра придумал пиво, а великий Осирис отвечал за вино и виноградарство. Вслед за Осирисом потянулись античные Дионис, Вакх, Сибезий. В подобных им образах умирающих-воскресающих богов через символику вина и виноделия (далее – превращения воды в вино, вина в кровь) реализовывались смыслы смены времен года, возрождения природы, возможности трансформации в новой жизни. Так, вино оказалось в тесной связи с природными циклами и надеждой на чудо.
Конечно, до создания шампанского и других игристых вин древним египтянам, грекам, римлянам и даже «варварам» раннего средневековья было очень далеко. Людям пришлось придумать на пути к нему множество других напитков. Египтяне производили вина из зерен граната и винограда, пиво – из злаковых и фиников с разнообразными травяными «усилителями вкуса»; индийцы, с большой вероятностью, создали вариант рома; индейцы – свой ром, а также пиво из маиса и картофеля; романо-германские племена (вместе с Одином и Браги) – напитки мудрости эль и виски. А славяне придумали пиво и мёд.
Мёд в отечественной культуре просуществовал в качестве одного из основных алкогольных напитков очень долго – вплоть до эпохи Петра I. Именно Петру выпала доля бороться с излишне бородатыми боярами и их пристрастием к мёду. Забегая вперед, скажу – сразу шампанское, как и кофе не прижилось. Эти напитки были дорогими и непривычными на вкус.
Мёд готовили из сока ягод и, естественно, мёда – разбавляли в пропорции 1:2. Смесь разливали по бочкам и закапывали на пару десятков лет. Самый выдержанный напиток оставляли для важных событий и значимых, именитых гостей. Вы же теперь понимаете, почему первый месяц жизни молодоженов называли медовым? Тесть был обязан поить зятя мёдом до отказа в честь начала нового жизненного этапа.
В средние века появились способы дистилляции крепкого алкоголя – этот вклад внесли алхимики, сумевшие изобрести перегонный аппарат. В эпоху Ренессанса и Великих географических открытий этот аппарат голландские моряки (почти пираты и не только почти) модернизировали, чтобы сохранять для перевозки вина из французского региона Шампань. Перегонка этих вин привела к появлению бренди, затем коньяка (в провинции Коньяк тоже заинтересовались новыми технологиями). Мирные мореплаватели и пираты не интересовались праздниками и временами года – им нужно было консервировать напитки, и дистилляция вполне подходила для такой потребности. А вот на земле, французской земле появились иные интересы, и благодатные виноградники этому поспособствовали.
Виноградники Шампани принадлежали монастырям. Именно там производились вина для таинства причастия, для коронационных торжеств в Реймсе. В XIV-XV вв. шампанские вина были светлыми и не игристыми. Только в XVI в. появилось то самое «шампанское» - светящееся, с жемчужными пузырьками: вино случайно забродило уже в бутылке. Так, с этого момента началась коммерциализация игристой случайности.
Шампанское постоянно улучшали, отыскивали методы купажирования, придумывали специальные пробки (монах-бенедектинец Пьер Периньон), изобрели форму бутылки и подобрали ее цвет (аптекарь Франсуа из Шалона). В начале XIX века мадам Клико вместе с мастером Антуаном Миллером создала ремюаж – технологию придания прозрачности напитку. В конце века Виктор Ламбер придумал брют – сухое шампанское.
В России, как мы уже знаем, шампанское появилось вместе с Петровскими новациями, но не пришлось к боярскому сердцу. Второй заход игристого произошел в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны – его привез французский посланник маркиз Шетарди. За пропаганду при дворе взялись Андрей Шувалов и Кирилл Разумовский. Но и тут шампанскому не повезло – его пили, как и другие напитки – без особой привязанности и символических смыслов. И только в XIX веке игристое вышло на праздничный новогодний путь. История утверждения шампанского на нем оказалась связана с Отечественной войной 1812 года.
Жак-Иоахим (Жоакен) Тротти, маркиз де ла Шетарди
Собираясь быстро захватить Россию, Москву и отпраздновать это, Наполеон ввез в обозах несколько сотен бутылок «победного» шампанского. Военные неудачи французов, хитрые маневры нашей армии, дух единства и сопротивления народа привели к известному результату – бегству и отступлению врага. Обозы с награбленным и непригодившимся шампанским были брошены за ненадобностью при быстром беге. Война закончилась 14 декабря – почти перед наступлением Нового года. Именно русские солдаты отпраздновали победу знаменитым французским вином. Через год, в предновогодние дни, герои вспоминали бесславное окончание воинской карьеры Наполеона и снова пили шампанское. Так, празднование победы постепенно слилось с новогодними торжествами и стало традицией.
Россия взялась за собственное производство шампанского благодаря усилиям князя Льва Голицына в последней трети XIX в. В Крыму до сих пор сохранны и плодоносят лозы-потомки винодела-аристократа. Голицинское шампанское восхитило даже французов на Всемирной выставке. В России его любила знать, а простым людям напиток был просто не по карману: 9 рублей за бутылку, в то время как водка стоила 40 копеек. Производство игристого оказалось крайне невыгодным – Голицын передал виноградники Николаю II.
С приходом большевиков многие традиции были забыты. Как мы помним, даже празднование Нового года было признано буржуазным пережитком (вместе с рождественской елью и дарами Николая-чудотворца – Рождество отменили законодательно в 1929 г.). И уж конечно дефицит продовольствия в революционные годы не способствовал гастрономическим изыскам в культуре питания – шампанское исчезло. Только в 30-х гг. XX в. Сталин, задумав показать миру, что советские люди живут хорошо и могут позволить себе бутылку игристого к празднику, решил вернуть производство. Оставшихся виноделов Крыма и Абрау-Дюрсо, во главе с Антоном Фроловым-Багреевым отправили учиться во Францию. Вернувшись, они придумали свой собственный «советский» способ, лицензию на который потом (в 1975г.) купит компания «Moet».
Создатель "Советского шампанского" Антон Михайлович Фролов-Багреев
В 50-х гг. «советское шампанское» подешевело – совершенствующиеся технологии позволили поставить процесс вторичной ферментизации на поток. В эти же годы вернулись рождественская ель (кремлевская ёлка) и сама традиция празднования Нового года. Шампанское и праздник снова воссоединились. Правительство решило: каждая семья в СССР должна иметь возможность поднять бокал игристого в новогоднюю ночь. На смену дворянским балам пришли застолья с мандаринами, оливье и советским шампанским, которое непременно стоило пить после речи главы коммунистической партии, под бой Кремлевских курантов. В 60-е гг. шампанское появилось и на телевизионных экранах, став непременным атрибутом новогодних «Голубых огоньков».
В первые минуты 2025 года мы снова поднимем бокал этого чудесного напитка с такой богатой историко-культурной основой. И пусть виноградная лоза, давшая плоды для нашего шампанского, символически свяжет воедино смыслы вечного воскресения жизни, чудесных метаморфоз, побед и свершений с будущим. С наступающим Праздником, коллеги!
автор - доктор философских наук, профессор кафедры философии, онтологии и теории познания НИЯУ МИФИ Екатерина Тихомирова