Психологи в МИФИ: от диагностики до театра

22
ноября
2024

22 ноября в России отмечается День психолога. О значении психологии в работе вуза, о преподавании психологии в МИФИ, о работе университетского Психологического центра мы беседуем с проректором НИЯУ МИФИ, доктором психологических наук, профессором Еленой Весной. Кстати, Елене Борисовне недавно вручена Благодарность Российской академии образования за активное участие в подготовке перечней актуальных тематик диссертационных исследований в сфере наук об образовании. 

 

 

Чем занимаются психологи в МИФИ?

В МИФИ психологи работают на кафедре психологии и в психологическом центре и выполняют несколько функций. Например, психологи кафедры психологии обучают студентов основам психологии.

В чем отличие этого курса от тех, которые преподаются,  на психологических факультетах или в профильных вузах?

Психология, которая преподается  студентам в НИЯУ МИФИ, - это психология для личностного благополучия и роста. Кроме того, курс позволяет дать общее представление о научной и практической психологии, что является обязательным минимумом для  любого образованного человека.  Студентам даются основы  психологической грамотности, минимальные знания в области психологии познания и психологии  личности, а также основы эффективной коммуникации и межличностного взаимодействия, психологии самопознания  и саморазвития.

Можете привести примеры того, чему должен научиться в итоге студент?

Студенты знакомятся с техниками совладающего поведения, предупреждения и преодоления стресса, принципами   конструктивного поведения  в сложной ситуации, учатся понимать и  эффективно использовать личностные ресурсы, правильно организовывать свою учебную деятельность, обучаются культуре  обращения за психологической помощью. Заинтересованные могут пройти курс по психологии инженерного творчества и технологиям саморазвития. Есть соответствующие курсы по выбору, факультативы, ДПО.

Насколько интересно психологам работать на кафедре непрофильного вуза? Ведь кафедра всегда имеет и научную повестку.

Думаю, достаточно интересно. Кафедра ведет исследования по проблемам профессионального становления, самореализации, саморазвития и психологического благополучия студентов- будущих инженеров. Это сейчас на острие науки.  Взаимодействует с другими научными коллективами  по междисциплинарным проектам (искусственный интеллект, лингвистика, социология, например). Сейчас на кафедре работает 5 штатных психологов: 3 доктора наук, 2 кандидата наук. Все активно занимаются научной работой. Недавно мы привлекли к преподаванию молодого специалиста. Она аспирантка, работает над диссертацией.

С какими вопросами студенты обращаются в психологический  центр?

Чаще всего студенты обращаются к консультантам в сложной жизненной ситуации, при возникновении личностных и коммуникативных проблем. У нас квалифицированные консультанты, запись к ним полная, они очень востребованы.

Кроме того, психологический центр предлагает услуги по психодиагностике для профориентации и формирования программ  саморазвития. На базе центра организуются тренинги эффективной коммуникации и межличностного взаимодействия. Психологи проводят различные мероприятия, посвященные отдельным проблемам психологии, знакомят студентов с «интересной» психологией. Есть и студенческие проекты под эгидой центра.

Можете рассказать об этом поподробнее?

Пожалуй, наш самый любимый проект - это иммерсивный психологический театр на базе студенческой студии искусств Х.Л.А.М. Вместе с руководителем студии Вячеславом Крюченковым мы организуем тематические иммерсивные постановки, вовлекающие зрителей совместно с психологами и актерами театра в проработку сложных психологических вопросов и проблем. При этом основой для этой проработки становятся литературные произведения. Сегодня можно будет принять участие в подобного рода мероприятии. Оно будет посвящено уверенности в себе.

Почему именно литературный материал, а не просто типичные кейсы из жизни студентов, например?

Потому что литературное произведение представляет собой результат определенного духовного движения, опыта осмысления и решения подобных проблем. Обращение к этому опыту имеет свой развивающий, терапевтический эффект.  В целом приобщенность к культуре, к духовному наследию делает человека сильнее, устойчивее в сложных жизненных ситуациях, расширяет его личностные и психологические ресурсы, повышает жизнестойкость. 

Центр взаимодействует с Психологическим клубом НИЯУ МИФИ?

Да, клуб создан на базе центра и курирует его сотрудник Центра которую я, кстати, ранее упоминала и в качестве молодого специалиста кафедры психологии. Это Дарья Александровна Сальникова. Хотя возглавляет  клуб студент,  Тимофей Щеплин.  Клуб активно развивается. Много новых ребят, идей, проектов…

Вы являетесь проректором НИЯУ МИФИ. Помогает ли психология  в управлении лично Вам?

Конечно, ведь в образовании мы должны принимать управленческие решения на основе реальных исследований состояния той или иной проблемы,  анализировать и понимать все многообразие точек зрения по каждому вопросу, соотносить интересы разных людей, от которых зависит качество образования и его результаты,  учитывать  психологические особенности современной молодежи, психологические закономерности, на которых строится образовательная деятельность.  

Что бы Вы хотели пожелать коллегам?

Дорогие наши психологи! Желаю Вам, коллегам и студентам, с которыми вы работаете, успехов во всех начинаниях, творчества, вдохновения и психологического благополучия!

 

Беседовал Евгений Федоров, пресс-служба МИФИ

169