Дорога к звездам: Сергей Авдеев о полетах в космос и учебе в МИФИ
В честь Всемирной недели космоса Петр Калмыков, руководитель отдела обработки спутниковых данных, выпускник Т факультета 2007 г., побеседовал в подкасте «Код МИФИста» с выпускником МИФИ, космонавтом Сергеем Авдеевым. Он совершил три космических полета общей продолжительностью 747 суток, установил мировой рекорд по длительности пребывания на орбите, 10 раз выходил в открытый космос.
Полное интервью с Сергеем Авдеевым можно послушать в новом выпуске подкаста «Код МИФИста» – флагманском проекте сообщества выпускников «МИФИсТЫ».
После Юрия Алексеевича Гагарина около 500 человек по всему миру слетали в космос, и у каждого из космонавтов своя дорога к звездам. Мой путь начался с обучения в МИФИ.
Экзамены по высшей математике запомнились особенно. Вышмат в МИФИ вела Елизавета Васильевна Сандракова. 31 декабря, Новый год наступит уже часа через четыре, а мы сидим в аудитории и пытаемся сдать зачет. Экзамены - это отдельная история. Как-то на экзамене Елизавета Васильевна посмотрела мои ответы на вопросы из вытянутого билета и говорит: «Это все хорошо, но давай теперь пообщаемся. По случаю. Вот тебе еще один вопрос». Иду на место, готовлюсь, приношу ответ. И… Елизавета Васильевна дает мне следующий вопрос. Готовлюсь, пишу ответ, показываю преподавательнице. Третий вопрос! Четвертый! Пятый! Выдохся я тогда страшно. Но когда вышел наконец из аудитории и открыл зачетку, увидел в ней «отлично».
Физиков приобщали к культуре. По приказу Виктора Григорьевича Кириллова-Угрюмова был организован Молодежный университет культуры, где выступали с лекциями поэты, киноартисты, искусствоведы, историки. Студенты МИФИ были обязаны посетить хотя бы половину из этих лекций, иначе не допустят к экзаменам. Это было жестко! Но в то же время оказалось очень полезным. Таким способом мы расширяли свой кругозор, становились не просто узкими специалистами, а образованными людьми.
Секции, творческие объединения, кружки… Студенты по собственной инициативе организовали «Клуб имени Рокуэлла Кента», и я несколько лет был его президентом. У нас каждый день что-то происходило: концерты джаза и классической музыки, поэтические вечера. Мы приглашали студентов из других вузов, к примеру, из Гнесинки. Было интересно послушать, как они учатся. Помню, они наглядно объясняли нам, что такое абстрактная музыка. С помощью пилы, ножовки и молотка. И это не лишние знания, они развивают и потом могут пригодиться в самых неожиданных ситуациях.
Аркадий Моисеевич Гальпер, директор Института Космофизики НИЯУ МИФИ, доктор физико-математических наук руководил научной группой, которая работала над созданием телескопа «Гамма-1», в нее входил и я. Окончив МИФИ по специальности «ядерная экспериментальная физика», я стал в этом проекте инженером.
Работая в РКК «Энергия», случайно узнал, что там существует и отряд космонавтов-бортинженеров. Я удивился, думал, что, подготовка всех космонавтов проходит в Звездном городке. Наш гамма-телескоп не был полностью автоматическим, иногда требовал ручной настройки. Вот так все и совпало! Я подумал: «Почему бы мне не стать тем космонавтом, который разбирается в технике, может выполнять работу бортинженера?»
Подготовка к космическому полету – дело серьезное. Ее должен пройти любой будущий космонавт, независимо от профессии, будь он инженер-физик, как я, биолог, врач или математик. Нужно освоить около 15 направлений подготовки, чтобы, если возникнет такая необходимость, справиться с самими разными проблемами.
В первом полете я прочувствовал некоторые явления, связанные с космической радиацией, на себе. Во время солнечных вспышек, по рекомендации Центра управления полетами, надо укрыться в наиболее защищенном отсеке космической станции, переждать. Я не стал этого делать, включил все приборы для регистрации последствий процессов, происходящих на Солнце. И своими глазами увидел радиацию – вспышки, всполохи. Это совсем не то же самое, что увидеть повышенный уровень радиации на дозиметре. Как оценить влияние ионизирующего излучения на организм, что происходит, когда космонавты видят световые вспышки? Эта тема меня увлекала, я начал ей заниматься.
У меня 10 выходов в открытый космос, по времени – более 42 часов. Конечно, не обходилось без приключений. Например, однажды ловили с космонавтом Томасом Райтером пыль от кометы. Комета пролетела и оставила после себя след, мы вынесли в открытый космос некую ловушку для этого. А она не открывается. Оказалось, причина в краске, которой было покрыто устройство, пришлось краску счищать, чтобы все заработало.
Каждый выход в открытый космос – новые ощущения, впечатления, сложности. В одном из выходов, когда мы открыли люк, из модуля вырвалась скопившаяся там влага. Капли вылетали в открытый космос и тут же, у нас на глазах, превращались в снежинки. Эта космическая метель вокруг корабля – незабываемое зрелище.
Я провел в космосе 747 суток за свои три пролета, был обладателем мирового рекорда по длительности пребывания на орбите. Недавно Олег Кононенко стал новым мировым рекордсменом по суммарному времени пребывания в космосе – за пять орбитальных миссий он налетал 1111 суток. Я не думаю, что такая тенденция будет продолжаться до бесконечности, все-таки есть ограничения, в первую очередь, по здоровью.
Международные экипажи проводили в космосе совместные исследования. Мы работали с космонавтами из тех стран, которые не имели ни космодромов, ни ракет, ни кораблей. И мы предоставляли им возможность проводить исследования в космосе. Началось все с программы многостороннего международного сотрудничества в области освоения и использования космического пространства «Интеркосмос».
Иностранные космонавты серьезно готовились к полетам. Еще до приезда в Россию начинали изучать русский язык. Затем – несколько лет подготовки в Звездном городке, куда космонавты приезжали с семьями. Их дети ходили в русский детский садик, жены общались с русскоговорящими приятельницами. Томас Райтер, бортинженер экспедиции на космической станции «Мир», прекрасно знал русский язык, и не подумаешь, что иностранец. Экипаж был монолитным, всех объединяла общая цель.
Сейчас на МКС научные исследования проводятся в рамках национальных программ. И у каждого проекта, что национального, что международного, есть свои достоинства и свои недостатки. Сейчас мы начинаем разворачивать работы по созданию своей национальной космической станции. Если будет возможность заменять не только приборы, но и целые модули, станция будет оставаться на орбите и работать, условно говоря, вечность. Участие мифистов в этом проекте может быть широким и разноплановым: конструирование, информационное обеспечение, обработка полученных результатов.
Фильм «Вызов», который частично снимали на МКС, я не смотрел, но слышал отзывы разных людей. Чем мне не нравится такого рода фильмы? В них очень много надуманного. Обычно такое кино нравится людям, никак не связанным с космосом. Я же предпочитаю фантастику – «Солярис» Тарковского, «Кин-дза-дза!» Данелии. Хотя, это, наверное, не совсем фантастика, скорее, философское кино.
Интерес к инженерии надо развивать с детства. Возможно, в летних лагерях, где отдыхают школьники. Но не стоит зацикливаться на робототехнике. Инженерное искусство гораздо шире, чем собирание конструктора и создание роботов.
Студентам-мифистам я бы посоветовал по максимуму использовать возможности университета и вообще широко смотреть на жизнь, интересоваться не только физикой, но и искусством. Инженеры могут придумать, как сделать представление, концерт более эффектными, используя современные технологии – лазеры, видеопроекции. Главное – не зацикливаться на узкой специализации, а стремиться стать образованным человеком с большим кругозором.