«Атомная школа» НИЯУ МИФИ и Росатома – возможность социального лифта для талантливых ребят

09
июля
2024

8 июля в НИЯУ МИФИ открылась «Атомная школа: ядерные технологии будущего». После завершения VII сезона олимпиады «Я – профессионал» 124 студента со всей страны по направлениям, которые курирует наш вуз на олимпиаде («Ядерные физика и технологии», «Безопасность информационных систем и технологий критически важных объектов», «Лазерные, плазменные и радиационные технологии», «Технологии медицины будущего», «Нанотехнологии в электронике и радиофотонике») проведут четыре дня в интенсивном режиме: в рамках «Атомной школы: ядерные технологии будущего» они пообщаются с возможными работодателями напрямую и побывают на предприятиях Росатома.
 

124 студента принимают участие в «Атомной школе» НИЯУ МИФИ

 

Первый день образовательной программы «Атомной школы» был посвящен знакомству с НИЯУ МИФИ – здесь ребят приветствовали ректор вуза Владимир Шевченко, директор Ассоциации организаторов студенческих олимпиад Валерия Касамара, директор по гражданской продукции ядерного оружейного комплекса Госкорпорации «Росатом» Денис Анищук и серебряный медалист VI сезона олимпиады, младший научный сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ Михаил Гавриленко. В онлайн-формате к ребятам обратилась заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова: «Благодарю вас за то, что вы проводите лето с пользой: сдав все экзамены, продолжать учиться – это дорогого стоит! Я уверена, что эти дни, которые проведете в «Атомной школе», абсолютно точно добавят вам знаний, навыков и компетенций!»

Выступление ректора НИЯУ МИФИ Владимира Шевченко

 

Владимир Шевченко, открывая «Атомную школу», призвал ее слушателей задуматься над понятием «профессионал» что оно означает? «Профессионал – это человек, который каждый день думает, как сегодня быть лучше самого себя вчерашнего, и неважно в какой области он работает, печет ли он пироги, учительствует или занимается ядерной физикой. Это ощущение не зависит от пола и возраста, хотя опыт, конечно, очень важен. Быть профессионалом – это не зафиксированное состояние, это процесс, это постоянный легкий ветерок неудовлетворенности даже при самом блестящем результате работы,  желание двигаться к лучшему результату, к следующему шагу. Вот что значит настоящий мастер, желаю вам стать такими мастерами!» отметил ректор.

«Сегодня стартовал завершающий форум линейки образовательных мероприятий VII сезона олимпиады «Я – профессионал» – «Атомная школа», организованная нашими традиционными партнерами – Госкорпорацией «Росатом» и НИЯУ МИФИ. Образовательное мероприятие станет важным шагом к успешной карьере для 124 молодых специалистов, которые представляют 63 университета из 35 регионов России. Многие из них будут укреплять фундамент научно-технологического развития государства и станут частью кадрового резерва для атомной отрасли нашей страны», – сказала Валерия Касамара.

Валерия Касамара: «Нашему проекту уже 7 лет и наши первые участники уже сами стали работодателями, а мы все стали сообществом, которое постоянно растет и даже требует такого же конкурса для аспирантов! Спасибо вам за доверие и за то, что вы здесь!»

 

Ведущий панельной дискуссии, руководитель направления Центра развития мета- навыков АНО «Корпоративная академия Росатома» Артем Стрельченко предложил участникам школы пройти короткий интерактивный опрос – они ответили на два вопроса, вокруг которых и развивались дискуссия и разговор со студентами: какие инновации нужны в Росатоме? и какие компетенции нужны современному специалисту?

Денис Анищук, комментируя ответы студентов об инновациях в Росатоме, особо подчеркнул, что инновации нужны не сами по себе, а те, которые дадут стране реальный технологический суверенитет: «Внутри предприятий оборонно-промышленного комплекса технологический суверенитет уже реализован полностью, теперь наша задача научиться применять эти новейшие технологии в гражданском секторе». Его мысль продолжил Владимир Шевченко, напомнив слова Курчатова «обгонять, не догоняя»: «Нет смысла вкладываться туда, где мы уже проиграли, надо  вкладываться в прорывные технологии, с помощью которых мы можем претендовать на мировое лидерство, так, как это произошло с финтехом – Россия сейчас стала лидером в этой области, качественно обойдя здесь передовые в научно-техническом отношении страны. Я уверен, что если мы смогли сделать это в области финансово-технологической – сможем и в других».

Все участники панельной дискуссии сошлись во мнении, что сегодня наиболее востребован не узкий специалист, а широко мыслящий и широко образованный человек, ведь основные технологические прорывы сейчас рождаются на стыке дисциплин. Не стоит слишком уповать и на искусственный интеллект (который особо выделили студенты, отвечая на вопрос об инновациях), он способен решать далеко не самые главные задачи и может быть лишь помощником интеллекту естественному, который вырастает из насмотренности, начитанности, активности и любознательности.

 

Денис Анищук: «Учите физику и любите Родину!»

 

Студенты задавали самые разные вопросы, например, где искать мотивацию? Денис Анищук ответил, что «у Росатома, сейчас, наверно, самый длинный в стране горизонт планирования – вот самая лучшая мотивация!». Его поддержал и Михаил Гавриленко, которого при выборе места работы вдохновили долгосрочные проекты, реализуемые в Сарове. «Вы побываете на настоящих производствах Росатома – спросите у инженеров там, сколько позиций им приходится учитывать, разрабатывая тот или иной проект. Тысячи!» –  подчеркнул Денис Анищук. Умение держать их в голове – вот новый вызов нашего времени и одна и самых ценных компетенций работника.

Эффективное производство невозможно без эффективных внутренних коммуникаций, а для этого необходимы так называемые «софт скиллы», мягкие навыки, которые отнюдь не соперничают с «хард скиллами», а, наоборот, помогают продвигать их – так ответила Валерия Касамара на вопрос «какие навыки нужнее современному специалисту?».

В заключение разговора со студентами, Денис Анищук на вопрос «что необходимо молодому поколению для создания технологического суверенитета страны?»  ответил просто и прямо: «Учите физику и любите Родину!».

В первый день «Атомной школы» ее участники познакомились с лабораториями и кафедрами НИЯУ МИФИ – они посетили НОЦ «НЕВОД», кафедры физических проблем материаловедения, молекулярной физики, физики микро- и наносистем, лазерные установки Института ЛаПлаз, Центр экстремальной прикладной электроник, Центр радиофотоники и СВЧ-технологий и др., провели командообразующую игру. Впереди у ребят посещение предприятий Госкорпорации «Росатом» – АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ», АО «НИКИЭТ», РКЦ СП «Квант», АО «НИИТФА» и АО «МСЗ», где они узнают о возможностях научной карьеры в Росатоме и побывают на ярмарке вакансий. В завершение «Атомной школы» ребята посетят павильон «АТОМ» на ВДНХ, где для них будут организованы экскурсии и квест.  Ждет их и насыщенная культурная программа, и прогулки по Москве-реке на теплоходе. По итогам «Атомной школы» самые активные ее участники получат награду: 5 баллов к поступлению в магистратуру НИЯУ МИФИ.

«Отлично, что есть такая возможность проверить свои знания в разных компетенциях и направлениях в рамках олимпиады «Я – профессионал», а теперь еще и поучаствовать в «Атомной школе», подумать над выбором дальнейшего пути уже конкретно. Атомная энергетика – очень интересная и бурно развивающаяся сфера, там можно работать и в других странах. Я с детства люблю инженерное дело, участвовал во многих всероссийских конференциях и хакатонах, занимал первые места на разных проектах. Для участников «Атомной школы» здесь организованы бесплатные трансфер, гостиница и питание, всё на очень высоком уровне, что для ребят из дальних регионов, таких, как я, особенно ценно, это возможность социального лифта», – поделился впечатлениями студент 1 курса Томского политехнического университета факультета «Инженерная школа новых производственных технологий», уроженец Читы Павел Семёнов.

 

Справочно:
«Я – профессионал» – флагманской проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». Олимпиада проводится совместно с 35 ведущими вузами и более чем 600 крупными работодателями страны – по 73 направлениям: от робототехники до стратегического управления проектами, от креативных индустрий до фотоники. 

233