ИИ в образовании: не заменять педагога, но помогать ему

20
февраля
2024

Команда разработчиков, костяк которой составляют студенты НИЯУ МИФИ, предлагает рынку образовательных услуг систему искусственного интеллекта Moblen, способную помогать педагогам, проверяя ответы школьников. Недавно проект занял 2 место на Фестивале студенческого предпринимательства «Москва – точка старта».  О сути проекта мы беседуем с лидером команды, студентом НИЯУ МИФИ Владиславом Кудиновым.

 

Владислав, в чем суть вашего проекта?

Наш ИИ может генерировать задания, а также проверять и анализировать ответы учеников. Например, в недавнем пилоте наш продукт использовался для того, чтобы проверять работы регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Это результат коллаборации с передовой онлайн-школой «Общее дело». Наш ИИ не просто выставлял балл, но и выявлял конкретные ошибки и недочеты в работах (например, использование нерелевантных аргументов или некорректных источников). Затем он предоставлял конкретные рекомендации по улучшению, индивидуальные для каждого ученика. В конечном счете это ведет к повышению образовательных результатов ученика, его способностей к мышлению.

 

В какой форме должны быть ответы учеников, чтобы ваша программа могла их проверять?

Мы проверяем множество разных форматов. Есть примитивные базовые тестовые вопросы, но что гораздо интереснее, мы проверяем открытые вопросы, ответы на которые могут быть в любом текстовом формате (код, анализ текста, сочинение, рассуждения и др.).

 

Это может быть эссе, написанное учеником?

Да, наша программа вполне способна оценивать и эссе. Особенно когда речь идет о продуманных и глубоких вопросах, предположим, «влияние Первой мировой войны на Модерн и появление эпохи Постмодерна». Ученики могут выразить свои мысли в форме нескольких абзацев, аналогично заданиям, предлагаемым на академических олимпиадах. Moblen затем проводит тщательную проверку предоставленных ответов, выявляя не только ошибки и неточности, но и предлагая конкретные способы усовершенствования ответов. 

 

А отметку уже должен ставить сам педагог?

Мы комбинируем педагога и ИИ. Если ученик считает, что аналитика и балл, который выставил ИИ, некорректна, то он может запросить перепроверку. Педагог заглянет, посмотрит и, скорее всего, пояснит ученику, почему ИИ все-таки прав. Это знакомый нам сценарий: ученики подают апелляцию, при том, что ИИ дал объективно верную оценку. В таком случае педагог просто еще раз указывает на то, что у ученика есть ошибка. Хотя, конечно, в редких случаях ИИ действительно может что-то перепутать, неправильно воспринять критерии оценки, и тогда педагог исправляет балл и дает более релевантную аналитику.

Победители фестиваля "Москва - точка старта". Второй слева - Владислав Кудинов. Фото Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.

 

 

В какой форме педагог получает результаты проверки? Что ему выдает ваша программа?

Педагог получает полную картину: какие ответы давали ученики, какие баллы они получили, почему они заслужили именно такой балл по мнению ИИ. В дальнейшем мы планируем расширить аналитическую часть, это будет долгая работа, которая позволит учителю быстро видеть глубокие инсайды по знаниям своих учеников.

 

Чтобы проверять ответы по обществознанию и по истории, надо иметь знания этим предметам. Откуда они в вашем искусственном интеллекте? Он пользуется всем интернетом или у него есть какая-то своя база знаний?

Нет, свою базу мы не делали, ведь она все равно будет иметь слишком много ограничений. Как и реальный человек, Moblen узнает о мире из интернета. Зачастую это дает большой плюс, потому что ИИ приводит те факты и аргументы, о которых мог не знать ни учитель, ни ученик, но они оказываются релевантными в этом задании.

 

Но ведь в интернете есть и ложная информация...

Совершенно верно, и здесь очень помогает математика. Суть в том, что по большинству фактов школьной программы в интернете гораздо больше правдоподобной информации, чем недостоверной. Это замечает нейросеть. На конкретном примере: если есть факт того, что России не существует, то найдутся миллионы упоминаний того, что Россия существует. Соответственно, этот единичный факт просто не будет воспринят как релевантный.

 

Какими предметами ограничен ваш продукт?

Сейчас Moblen работает с обществознанием, английским языком, историей, экономикой. Все приблизительно в рамках ЕГЭ и олимпиад. Мы нацелены на лучших педагогов в рамках этих дисциплин, и хотим им помочь. Это важно, и это то, что ценят наши партнеры, такие как Финансовый университет и его лицей, у которых мы проводим активное пилотирование.

 Выступает Владислав Кудинов

 

Ваш программный комплекс может, скажем, быть загружен в телефон? Или для этого нужен какой-то суперкомпьютер?

Все работает в облаке. Вы можете получить доступ с телефона, с компьютера, достаточно просто зайти на сайт.

 

Продукт уже, можно сказать, готов?

Идет активное бета-тестирование: чиним баги, добавляем новые форматы взаимодействия, находим неочевидные сценарии использования.

 

Когда, по вашим планам, будет финальная версия?

В середине лета присоединиться можно будет без прямого контакта с нами, но попасть в очередь на пилотирование можно, уже сейчас связавшись с нами по контактам на сайте: moblen.ru/platform.

 

Ваш продукт – результат только вашего труда, или были еще инвестиции? И нуждаетесь ли вы в инвестициях, как всякий стартап?

Разумеется, мы заняты привлечением инвестиций, для этого используем различные венчурные фонды. Многие детали не подлежат разглашению, но пока что с инвестициями у нас все хорошо, продолжаем привлекать и использовать их для развития продукта.

 

Как вы оцениваете ваш рынок?

В ближайшие годы таких проектов будет все больше. Те педагоги, которые начнут использовать ИИ, очень быстро заменят тех педагогов, которые ИИ не используют. Moblen на этом рынке претендует на звание самого удобного продукта для лучших образовательных учреждений. Moblen очень просто использовать, под него не надо переобучать педагогов и он не вызывает у них страха и опасений. Именно эти качества - основа нашей философии. Мы создаем ИИ-ассистента с упором не на ИИ, а на ассистента, потому что педагогов нужно не заменять, а давать им возможность упростить свою работу понятными и эффективными инструментами.

197