Российская наука в цифрах: история и современность
8 февраля Россия отмечает День науки. В честь этого праздника предлагаем вспомнить, как возможности российской науки изменялись с точки зрения ее количественных показателей – и особенно с точки зрения количества людей, вовлеченных в научные исследования. Тех, кто носит гордое звание ученых.
А.Д. Лукашенок. Заседание Российской Академии наук под руководством Е. Р. Дашковой
Имперская наука
Академия наук была учреждена Петром I в 1724 году, и тогда насчитывала 14 членов (и секретаря). В сущности, этой цифрой и исчерпывалось число институционализированных ученых в России.
Шло время, в России учреждались университеты – и в начале ХХ века в Российской империи было несколько тысяч научных работников. Точное их число пытались подсчитать уже в советское время, в результате в различных источниках фигурируют разные цифры в диапазоне от 4,5 тыс. до 11,5 тыс. человек.
Научно-исследовательские институты составляли тогда довольно редкое явление, большая часть штатных единиц для ученых была сосредоточена в вузах, которых в российской империи было около 100, включая 10 университетов. Академия наук, обладая огромным престижем, была сравнительно небольшим учреждением, ее штат накануне 1917 года включал 220 человек, включая 154 научных сотрудника, большинство академиков были одновременно профессорами университетов. Таким образом, сотрудников всех учреждений императорской Академии наук (а их, согласно советским статистическим сборникам было более 40 – лабораторий, музеев, обсерваторий и т.д.) едва хватило бы на один советский научно-исследовательский институт. Нехватка научно-исследовательских учреждений отчасти компенсировалась бурным расцветом научных обществ, которых накануне революции было около 300, причем 80 было учреждено в ХХ веке.
В.Ефанов. Заседание Президиума Академии наук СССР. 1951.
Рождение отраслевой науки
Советская власть с самого начала делала ставку на ускоренное развитие науки как залог обороноспособности, экономической мощи и возможности обогнать капитализм в историческом соревновании. К 1929 году в СССР было около 30 тыс. научных работников (по другим источником – около 36 тыс.) – таким образом рост по сравнению с предреволюционным временем составил 2,6-3 раза. Однако к 1931 году – научных работников уже больше 52 тыс. (рост в полтора раза за 2 года). Связано это было с тем, что на рубеже 1920-х и 1930-х годов под эгидой ВСНХ началось бурное развитие прикладной науки - впоследствии получившей название «отраслевой» и «ведомственной».
К концу довоенного периода, к 1940 году, число научных сотрудников в СССР достигло 98 тыс. человек, то есть с конца 20-х годов мы имеем более чем трехкратный рост численности научных работников, а с предреволюционного времени к 1940 году их численность выросла примерно в 9 раз.
Разумеется, такая ситуация стала возможной только за счет массовой подготовки молодежи на рабфаках, в вузах и аспирантурах – оставим за скобками вопрос, как такое массовое образование сказалось на качестве подготовки и уровне специалистов. Научных учреждений (включая вузы) накануне революции в Российской империи было около 300, к средине 1920-х около 600 (в 2 раза больше), к 1940 году – более 2,3 тысяч. Количество научных сотрудников, работающих собственно в Академии наук, в 1927 году было 687 человек (в 4 раза больше чем в дореволюционный период), а через 10 лет, к 1937 году – уже больше 3 тыс., то есть в этот период научные штаты Академии наук росли в 4 раза каждые 10 лет. Цифры роста огромные, но не будем забывать, что им суждено стать еще больше, к концу советского периода в Академии наук будут работать более 200 тыс. человек, в том числе 53 тыс. научных сотрудников.
Выступление И.Сталина на собрании избирателей в Большом театре, 1946.
«Догнать и превзойти»
Новый виток численного роста ученых в СССР наблюдается в послевоенный период, что объясняется двумя факторами: во-первых, атомным проектом, продемонстрировавшим важность науки для обороноспособности, а, во-вторых, ухудшением отношений с Соединенными Штатами Америки, что сделало еще более острым вопрос научно-технического соревнования с Западом.
9 февраля 1946 года в речи перед избирателями, произнесенной в Большом театре, Сталин заверил, что в стране будут создаваться новые научные институты, добавив: «Я не сомневаюсь, что, если окажем должную помощь нашим ученым, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны». У этого лозунга было количественное измерение. В 1953 году президент Академии наук Александр Несмеянов объявил об эпохе количественного роста, сказав на заседании АН СССР: «Задача занять первое место в мировой науке – это, конечно, количественная задача: необходимо значительно увеличить научные кадры, число институтов и лабораторий, обеспечить значительно больший подъем науки на периферии, и в союзных республиках, еще более широкую подготовку научных кадров».
Согласно данным советской статистики, к 1940-му году число ученых в СССР составляло около 98 тыс. человек, в 1950-м году – 150 тыс., таким образом за 10 лет их количество увеличилось в 1,5 раза. Для ХХ века это не очень большие темпы, однако, если учитывать, что, по всей видимости, экстенсивный прирост численности научных работников начался во второй половине десятилетия, то это означает, что в послевоенный период речь шла уже о возвращении к темпам утроения числа ученых за 10 лет. Кроме того, по официальным данным за десятилетия удвоилась доля затрат на науку в ВВП – с 0,93% в 1940 году до 1,82% в 1950-м году. В 1946 году происходят довыборы в Академию наук с увеличением числа академиков с 43 до 81. Также в 1946 году выходит постановление Совнаркома о повышении окладов и улучшении материального обеспечения научных работников, причем повышении резком, в два и более раза, и при этом сам коэффициент повышения был тем больше, чем выше была должность, ученая степень и стаж получателя.
Во второй половине 1950-х годов начинается самое лучшее время в истории русской науки за все время ее существования. После 1950 года статистическое ведомство регулярно подсчитывает количество научных работников в СССР, и мы знаем, что за 50-е годы (с 1950 до 1960 года) их численность выросла более чем в 2 раза – до 354 тыс. человек, а в следующее десятилетие – еще в 2,6 раза - до 928 тыс. человек. Самые высокие темы роста количества ученых наблюдались на рубеже 1950-х и 1960-х годов, когда прирост научных кадров в 1954-1962 годах достигал 25% в год.
Заседание Президиума АН СССР, 1960.
Конец прекрасной эпохи
К 1970-м годам «золотое время» кончилось, хотя численность научных сотрудников в СССР продолжала расти - с 928 тыс. человек в 1970 году до 1 млн 373 тыс. человек в 1980-м. Цифры огромные, но темпы (прирост на 48% за 10 лет) уже несопоставимы с теми, что были раньше. Те, кто помнят предыдущие десятилетия, понимают, что это уже замирание роста.
Выраженное в процентах ВВП финансирование науки, которое росло много предыдущих десятилетий, достигло своего максимума к 1974 году (4,94% ВВП) и затем стало падать, стабилизировавшись примерно на уровне 4% (впрочем, неясно, как относиться к достоверности этих официальных данных).
Как показывают советские статистические сборники, хотя в 1970-х годах численность ученых и продолжает увеличивается, но количество научных учреждений (включая ВУЗы) перестает расти, колеблясь на уровне 5000. Это значит, что увеличивается среднее количество сотрудников в одной научной организации. В начале 1970-х в среднем по СССР в одном институте работает 179 научных сотрудников, к началу 80-х - уже более 270 человек и к концу 80-х – около 300 сотрудников. Научные организации распухают и становятся все более громоздкими.
Не удивительно, что обостряются недостатки управления и те общесистемные проблемы, которые с 20-х до 60-х годов (с перерывом на войну) решались за счет темпов роста, за счет учреждения новых институтов и лабораторий, но больше так решаться не могут. В 1977 году один из ведущих советских физиков, академик В.Л. Гинзбург в интервью журналу «Наука и жизнь» отмечает, что главный фактор, влияющий на развитие науки в данный период – это замедление роста численности, фактически стабилизация количества научных сотрудников в стране; это, отмечает Гинзбург, совершенно новое явление, которого не было в предыдущие 60 лет советской власти. В связи с этим встает вопрос о других способах повышения эффективности науки, в качестве которых Гинзбург указывает три: создание доброжелательного климата в научных коллективах, уменьшение потерь времени из-за бюрократизма и улучшение отбора способных к самостоятельной науке научных кадров.
Общее собрание АН СССР, 1979.
После СССР
Также стремительно, как стремительно росла численность ученых в СССР в последние десятилетия, она стала и падать после распада СССР.
Вот что пишет современный российский историк науки Александр Аллахвердян: «1987 год стал в определенном смысле переломным: с него впервые за весь послевоенный период начался отсчет сокращения численности работников научной сферы». Исследователь отмечает, что во второй половине 1980-х годов сокращение численности кадров науки наблюдалось на фоне существенного повышения расходов на науку и роста среднемесячной зарплаты ученых. Другими словами, отток кадров из сферы науки не во всех ситуациях находится в зависимости от масштабов ассигнований на науку. Он также связан с комплексом других факторов, обусловливающих отток работников из научной в иные отрасли социально-экономической деятельности.
Согласно официальным статистическим данным, в 1990 году на территории РСФСР было 993 тыс. ученых-исследователей (примерно две трети от общей численности научных работников СССР), в 1995 году их стало 519 тыс, а к 2000 году – 426 тыс.
Еще через 10 лет их стало 369 тыс., а к 2022 году - 341 тыс. Таким образом, в течение XXI века число ученых в России упало на 20%, откатившись примерно к уровню начала 1960-х годов.
Что интересно, сокращение числа исследователей в XXI столетии никак нельзя объяснить финансовыми причинами, государственное финансирование неуклонно росло. Согласно данным Росстата, в XXI веке ассигнования из федерального бюджета на гражданскую (только гражданскую!) науку росли большими темпами:
2000 – 17, 4 млрд рублей.
2010 – 237,6 млрд рублей.
2022 – 631,7 млрд рублей.
Конечно есть инфляция, но важно, что растет доля финансирования науки в ВВП – с 0,24 до 0,41%.
Среди прочих изменений, которые произошли в российской науке в XXI веке, стоит отметить резкое увеличение роли вузов в научных исследованиях. По данным Росстата, доля научного персонала, работающего в вузах с 2000 по 2022 год, увеличилась с 4,6% до 11%. То есть значение вузов в науке удвоилось. Параллельно упала доля тех, кто занимается исследованиями и разработками в предпринимательском секторе.
Что касается распределения исследователей по разным отраслям исследований, то в России сейчас как и всегда доминируют ученые – специалисты по техническим наукам, хотя их доля предсказуемо уменьшилась за счет гуманитариев. Доля исследователей, работающих в технических науках с 2000 по 2022 год, упала с 65 до 59%, а тех, кто занят общественными и гуманитарными науками – выросла с 5 до 9%.
Александр Аллахвердян объясняет причину сокращения численности научных кадров в первом десятилетии нынешнего века процессом интенсивной реорганизации и ликвидации научных организаций прикладного характера, деятельность которых осталась недостаточно востребованной государственными и предпринимательскими структурами.
Общее собраение РАН, 2023
Надеемся на лучшее?
И все же ответ на вопрос, почему количество исследователей в стране падает, несмотря на рост госфинансирования, нельзя назвать вполне ясным.
Проректор НИЯУ МИФИ Николай Каргин полагает что дело в материальном обеспечении научного сотрудника. «Раньше аспирант получал 75 руб. степендию и примерно столько же примерно он зарабатывал в качестве младшего научного сотрудника, и было очень престижно поступать в аспирантуру, защитить диссертацию, - вспоминает Николай Каргин условия работы в советское время. - Сейчас этого нет. За этими цифрами роста финансирования нет системы».
«Вопрос, действительно, очень важный и актуальный, включая ситуацию в ведущих университетах России, - полагает директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований НИЯУ МИФИ Сергей Киреев. - Программа «Приоритет-2030» направлена, в том числе, и на решение этой кадровой задачи по обеспечению прорывных научных исследований. В НИЯУ МИФИ большое внимание уделяется этому вопросу, и доля молодых исследователей составляет более 80%».
"Да, действительно финансирование научных исследований в стране увеличивается, но количество исследователей в стране по–видимому не увеличивается, - отмечает заведующий кафедрой прикладной математики НИЯУ МИФИ Николай Кудряшов. - . Причин для этого несколько. В принципе есть поддержка состоявшихся ученых, которые уже состоялись, но базовая зарплата, в которой особенно нуждаются молодые люди все еще остается низкой. Неприлично низкой по сравнению с зарплатой ученых ведущих зарубежных стран. Однако я бф не стал драмматизировать положение с количеством ученых. Меня по-настоящему волнует не количество, а уровень ученых в стнране. Он снижается и это действительно настораживает.Занятия научной работой требуют высокой квалификации, и не каждый человек, даже при желании, может состояться как ученый. Для этого кроме увлеченности наукой, надо иметь необходимую квалификацию, знания, творческие способности, и, конечно, определенные черты характера: любопытство, увлеченность, трудолюбие и упорство в достижении результата. Если в советское время быть ученым в нашей стране было престижно, то в настоящее время, к сожалению, престиж научной работы остается невысоким в обществе. В советское время об ученых писали книги, снимали фильмы. Они выступали в СМИ, теперь этого нет. Кто сейчас хотел бы быть ученым? Я иногда пытаюсь рекламировать научную работу, но на молодые люди не понимают этого".
Впрочем, есть некоторая надежда, что эта негативная тенденция уже преодолена. Дело в том, что в 2022 году (а это последний год, по которому сейчас есть статистика), число исследователей в России впервые с начала столетия выросло. Выросло не намного –всего на 500 человек (с 340 142 до 340 666). Но если считать вместе с техническим и вспомогательным персоналом (а ученые иногда занимают технические должности) – то на 7,2 тыс., или 1,1%, до 669,9 тыс. человек. Все-таки это рост!
В прошлом году, выступая на Конгрессе молодых ученых, вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что впервые в истории современной России удалось остановить тенденцию сокращения научных кадров. Также вице-премьер отметил, что число аспирантов выросло до 110 тысяч, что открываются молодежные лаборатории, которые фокусируются на новых направлениях - 86% открытых молодежных лабораторий занимаются новыми направлениями.
Будем надеяться, что тенденция действительно развернулась.
При подготовке данного материалы использовались открытые данные Росстата, а также следующие источники: Аллахвердян А. Г. Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-историческое исследование. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2014; Народное хозяйство СССР за 70 лет. М.: Финансы и статистика. 1987; Научные кадры СССР. М.: Мысль, 1991; Лахтин Г. А. Организация советской науки: история и современность. М.: Наука, 1990; Шелищ П. Динамика науки. М.: 2005.