Студенты ИЯФиТ о стажировке на ИРТ: «Мы получили даже больше, чем ожидали!»
Четыре дня студенты разных курсов ИЯФиТ проходили стажировку на нашем реакторе – но это были не просто экскурсии и лабораторные по теме: ребята даже смогли самостоятельно «запустить» виртуальный ИРТ.
Студенты ИЯФиТ в реальной и виртуальной пультовой ИРТ
«Работы» на реакторе осуществлялись в ходе командных испытаний «Виртуальный пуск ИРТ МИФИ». Как рассказал один из экспертов-разработчиков, ассистент кафедры теоретической и экспериментальной физики ядерных реакторов (№5) ИЯФиТ, Павел Пугачев, в основном все справились с заданием хорошо, действовали по инструкции – некоторые осторожней, некоторые посмелей, были и те, у кого «включилась» сигнализация.
«Возможность пройти такую стажировку в стенах вуза – уникальна, это первый в масштабах страны тренажер реакторной установки в виртуальной реальности с «полноценной физикой». То есть у студента есть практически реальная установка с физическими процессами и математическими моделями, плюс полноразмерный пульт управления реактором, повторяющий пульт нашего ИРТ со всем техническим функционалом», – объясняет Павел Пугачев.
Лучше всех с заданием вывести виртуальный реактор на проектную мощность справилась команда Ярослава Дубовицкого, студента 2 курса ИЯФиТ – ребята справились с запуском за 15 минут, обогнав даже своих старших товарищей с 5 курса. «Я в дальнейшем планирую связать свою карьеру с атомными станциями и понимаю, какой это груз ответственности. Поэтому даже на виртуальном реакторе я не мог отходить от инструкции, но в результате мы сделали даже быстрее всех. Уже после выполнения задания, с согласия экспертов, мы смогли и поэкспериментировать. Мы заглушили реактор, выведя его на мощность 3 МВт. Стержни аварийной защиты упали, – говорит Ярослав. – Стажировку мы выбирали по собственному желанию, и я очень доволен. Моя личная цель была – познакомиться с нашим реактором, побывать внутри зала, узнать какие процессы в нем происходят, что изучается. Обычно, когда говорят об атомной физике, речь идет об АЭС, где процесс уже налажен. А как происходит всё на исследовательском реакторе? У нас же нет никаких турбин, куда всё тепло уходит… Было интересно посмотреть, в чем разница. Для выполнения лабораторной пришлось много почитать дополнительно – в итоге мы от стажировки получили даже больше, чем ожидали. Теперь мечтаю о стажировке на Калининской АЭС».
Многие участники стажировки отмечали, что хотели бы поработать за время учебы на нашем реакторе, принять участие в исследованиях – в любом качестве, или хотя бы просто поприсутствовать при его реальном запуске.
Мария Вагнер и Кирилл Ефанов, студенты 5 курса ИЯФиТ (направления «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг»), делавшие лабораторную вместе, в один голос говорят о том, что стремились попасть на наш реактор всегда – узнать, как он устроен, в чем отличие исследовательского реактора от энергетического. «Мои цели стажировки достигнуты, мы много получили, – говорит Мария. – Если помечтать, то хотелось бы принять участие в исследованиях на нашем реакторе, особенно интересны исследования в области радиобиологии и обработка их результатов». Ребята планируют после специалитета поступать в аспирантуру НИЯУ МИФИ, на свою 13-ю кафедру, так что надеемся, что у них еще будет такая возможность.
Все студенты получили обратную связь по лабораторным работам – разбор работ был серьезный. В свою очередь, разработчики виртуальных лабораторных тоже получили обратную связь от ребят – по окончании стажировки студенты заполни анкеты, где оценили каждый ее этап.
Подводя итоги стажировки, заместитель директора ИЯФиТ, профессор кафедры теоретической и экспериментальной физики ядерных реакторов Георгий Тихомиров, подчеркнул, что важен любой опыт учебы, будь то формальное или личное обучение, секции, клубы, стажировки, конференции, командная работа – это всё развитие общих компетенций: «Делать вычисления, строить графики и таблицы вам всегда придется. Поэтому мы приглашаем на стажировку уже со второго курса, чтобы студенты учились делать выводы из ошибок как можно раньше, учились понимать, что, тот, кто хочет сделать – ищет возможности, а кто не хочет – ищет оправдания. Надеемся, что, знания, полученные в ходе стажировки, помогут вам определиться с будущей специальностью, и мы увидимся с вами на научных конференциях и в летних школах. И ждем от вас предложений!»
Планируется, что стажировка на ИРТ будет регулярной для филиалов НИЯУ МИФИ и, возможно, для студентов опорных вузов Госкорпорации «Росатом». «Сейчас в рамках проекта «Программа развития НИЯУ МИФИ» создается распределенный центр компетенций в области исследовательских реакторов (Димитровград – Москва). Поэтому, я думаю, следующая стажировка на ИРТ МИФИ летом 2024 года будет проведена для студентов ДИТИ, а наши студенты смогут съездить в НИИАР и посмотреть, как реально используются исследовательские реакторы», – заключил Георгий Тихомиров.