Участие представителя НИЯУ МИФИ во Втором национальном Форуме преподавателей истории в Тобольске
20 октября 2023 г. в Тобольске прошёл Второй национальный форум преподавателей истории. Организаторами мероприятия выступили Министерство образования и науки РФ, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и Тюменский государственный университет.
Форум проводился в целях выработки консолидированного подхода к проблемам развития и преподавания исторической науки в нашей стране. В этот раз, организаторы вынесли на обсуждение три вопроса: методическое обеспечение преподавания истории в высшей школе, формирование научной электронной библиотечной системы по истории и деятельность диссертационных советов по историческим специальностям. Интенсивный обмен мнениями в рамках секционной работы позволил обозначить ряд узких мест, требующих дополнительного внимания и разрешения как на уровне руководителей вузов страны, диссертационных советов, ВАК, так и на уровне министерства.
В рамках работы Форума состоялось расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования и Министерства науки и высшего образования. Свои позиции по проблемам развития и трансляции исторического знания обозначили Председатель российского исторического общества С.Е. Нарышкин, министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков, президент РАО О.Ю. Васильева, научный руководитель Института Всеобщей истории РАН А.О. Чубарьян, директор Института российский истории РАН Ю.А. Петров и др. Форум был признан эффективной площадкой взаимодействия преподавателей, учёных и руководителей системы образования и науки разных уровней, а его формат - действенным инструментом коммуникации и взаимодействия в преподавательской и научной среде.
В работе Второго национального Форума приняла участие и.о. заведующего кафедрой «История», доктор исторических наук, профессор НИЯУ МИФИ, председатель московского регионального отделения Объединения преподавателей истории в вузах России Вера Македонская.
Форум стал уже традиционной площадкой для обсуждения вопросов, связанных с популяризацией исторического знания, противодействием попыткам фальсификации российской истории и развитием эффективной коммуникации и взаимодействия в преподавательском и научном сообществе. В этом году дискуссия на общественно значимые темы объединила более 150 преподавателей истории, представителей органов государственной власти и академических институтов.
Деловая программа форума была представлена тремя тематическими секциями, рассматривающими в рамках своей работы наиболее актуальные и дискуссионные вопросы преподавания исторических дисциплин.
В рамках секции «Методическое обеспечение преподавания истории в высшей школе» развернулось обсуждение вопроса разработки методических пособий и нового учебника по отечественной истории для высших учебных заведений страны.
Секция «Национальная электронная библиотечная система по истории» была посвящена вопросу разработки системы, способной предоставить студентам и представителям научно-исследовательского сообщества доступ к необходимой литературе.
В рамках работы секции «О деятельности диссертационных советов по историческим специальностям и перспективах развития исторической науки» рассматривались вопросы совершенствования деятельности диссертационных советов по историческим наукам, аттестации научных и научно-педагогических кадров в области исторических наук.
Центральным событием дня и ключевым мероприятием деловой программы форума стало пленарное и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России.
Главные вопросы заседания Экспертного совета – подготовка новых учебников по истории России для неисторических образовательных направлений высшего образования, подведение предварительных итогов развития исторического образования в высшей школе и обмен опытом преподавания обновлённого курса отечественной истории в университетах.
Открыл пленарное и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он отметил, что с этого учебного года студенты во всех вузах страны изучают обновлённый и расширенный курс отечественной истории, и сообщил, что важным шагом в совершенствовании высшего исторического образования станет ведущаяся разработка нового учебника по истории России для вузов: «Исходим из того, что эти учебники должны попасть в вузы уже в следующем учебном году, а до конца первого квартала 2024 года считал бы правильным предусмотреть их широкое профессиональное обсуждение».
В этом учебном году во всех вузах страны стартовал обновленный курс «История России» для студентов неисторических специальностей. Его содержание отражено в Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, которая была утверждена в феврале этого года. Курс преподается в объеме не менее 144 часов, 80 % из которых отводятся на контактную работу.
Валерий Фальков подчеркнул, что на данном этапе принципиально важно, чтобы курс читался именно так, как был задуман, - с упором на контактную работу, с как можно большим объемом живого личного общения преподавателя со студентами: «В прошлом году здесь, в Тобольске, широко обсуждалась необходимость комплексного обновления курса «История России» для неисторических направлений подготовки. В сентябре обновленный курс стартовал, и теперь принципиально важно, чтобы он читался именно так, как был задуман, — с упором на контактную работу, с как можно большим объемом живого личного общения преподавателя со студентами, с грамотным балансом лекционных и семинарских занятий, с привлечением молодых талантливых преподавателей», — сказал Министр. Он добавил, что обновленный курс истории - это широкое окно возможностей для развития кадрового потенциала исторических кафедр. Молодые преподаватели смогут получить новые рабочие места.
Константин Могилевский, сопредседатель Российского исторического общества, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации подчеркнул большую значимость форума для совершенствования преподавания истории в вузах: «Мы год назад проводили здесь первый национальный форум преподавателей истории, заложив хорошую традицию. Возникла новая площадка для решения задач по развитию высшего исторического образования. Это важно и для Министерства, и для Российского исторического общества, и для всего историко-педагогического сообщества».
Губернатор Тюменской области Александр Моор предложил создать отделение Молодёжного клуба Российского исторического общества в регионе: «В следующем году исполняется 10 лет с момента создания Тюменского отделения Российского исторического общества, об эффективности которого говорит Сергей Евгеньевич. Поэтому мы предлагаем обсудить возможность создания молодежного подразделения РИО в регионе. Также в следующем году предлагаю организовать отдельную молодёжную секцию в рамках Национального форума преподавателей истории».
В ходе пленарного заседания также выступили Александр Чубарьян, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук, сопредседатель Российского исторического общества; Николай Макаров, академик РАН, вице-президент РАН, директор Института археологии Российской академии наук, член Президиума Российского исторического общества; Юрий Петров, д.и.н., директор Института российской истории РАН, член Президиума Российского исторического общества.
Собрав на древней Тобольской земле представителей научно-педагогического сообщества России, Второй национальный форум преподавателей истории продолжает быть символом возрождения важности исторического образования и качественного подхода к образованию молодёжи. Форум зарекомендовал себя как важная коммуникационная площадка для преподавателей и молодых учёных, чтобы вместе работать над повышением качества исторического образования.