Александр Гармаш: «Спорт способствует развитию мозга»
Газета «Метро» опубликовала материал, посвященный директору Инженерно-физического института биомедицины НИЯУ МИФИ Александру Гармашу и его увлечению автоспортом. Как мы уже сообщали, недавно возглавляемая директором ИФИБ команда завоевала кубок Чеченской Республики по кольцевым автогонкам. Ниже мы приводим полный текст публикации из «Метро».
На гоночном автомобиле Александра Гармаша можно найти логотип его университета.
Директор Инженерно-физического института биомедицины НИЯУ МИФИ Александр Гармаш вместе со своей командой одержал победу на Akhmat Race в Грозном. Победа стоила ему нервов и 3,5 кг собственного веса.
– Akhmat Race – одно из самых престижных гоночных соревнований в стране, – рассказывает Александр Metro. – Оно проводится с 2017 года, это первые длинные гонки в России. Победитель определяется после 4-часового марафона. Экипаж состоит из 2–3 пилотов, которые поочерёдно едут на автомобиле. За рулём нужно быть постоянно сконцентрированным и не допустить никаких неполадок. Например, в пути у нас был прокол и пришлось потратить лишнее время на ремонт. Я провёл за рулём 80 минут, и за это время с меня сошло 3 с половиной килограмма жидкости.
Успешно выступать помогает не только более чем 15-летний опыт участия в гонках (сначала любительских, потом профессиональных), но и научный склад ума.
– Как инженер, знающий физику, я понимаю, как машина себя ведёт, по каким законам она управляется и как лучше проходить трассу с точки зрения разложения по формулам. Моменты импульса, коэффициенты трения – всё это известно, всё можно просчитать и подобрать оптимальную траекторию. Расчёты происходят во время подготовки и осмотра трассы, дальше данные загружаются в мозг, а потом всё зависит от чувства и таланта пилота.
Кстати, можно сказать, что страсть к автогонкам у Александра появилась тоже благодаря науке.
– Я потомственный мифист, с наукой родился, потому что и отец, и мама были учёными. А интерес к гонкам я почерпнул, когда просматривал журнал "Наука и жизнь". Читал папин журнал, а там был репортаж о гонках "Формулы-1". Это был 1987 год, мне было 7 лет. И после этого я загорелся автоспортом.
В институте Александр Гармаш как будто совсем другой человек.
После школы Александр выступал с друзьями на любительских соревнованиях, где одержал несколько побед. Но за руль гоночного автомобиля сел, только когда ему было за 30.
– Выехал на гоночной машине на автодром и на одном из поворотов на ней перевернулся. А в автоспорте действует правило: "разбил – купил". Поскольку так получилось, мне пришлось её купить, и с этого момента у меня появилась гоночная машина. Так для меня начался большой автоспорт.
Переворот во время первого выезда был не самым страшным моментом в профессиональной карьере гонщика.
– В 2017 году на "Сочи Автодроме" я ехал на автомобиле Honda, и во время прохождения главной прямой на скорости 220 километров в час у меня отказали тормоза. Ощущение так себе, когда педаль проваливается и ничего не происходит. Пришлось тормозить двигателем, чуть не врезался в ограждение, но как-то вписался.
Впрочем, гонки приносят Александру больше положительных эмоций. До успеха на Akhmat Race у него было несколько подиумов. Например, 2-е место на открытом чемпионате Республики Беларусь. А ещё как наука помогает ему достигать успехов в спорте, так и спорт помогает достигать успехов в науке.
– Спорт способствует развитию дополнительных качеств головного мозга. А ещё помогает переключиться. Зачастую после смены деятельности рождаются лучшие идеи.