Какое будущее предсказывают высшему образованию
7 июня в Москве состоялся XI ежегодный форум ведущих вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX и приуроченный к публикации очередного ежегодного Рейтинга лучших вузов России RAEX-100. НИЯУ МИФИ в этом рейтинге сохранил 4 место, при этом по уровню научно-исследовательской деятельности наш университет поднялся с 5 на 4 строку рейтинга. В форуме приняли участие ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко и директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований НИЯУ МИФИ, профессор Сергей Киреев.
Новые вызовы, новые решения
Форум собрался на фоне очередного витка трансформации российских вузов: подписан указ Президента России «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», закрепляющий выход России из Болонского процесса, при этом на фоне геополитических вызовов затруднилось международное сотрудничество российских вузов. Исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX Алексей Ходырев отметил, что, по данным RAEX, совокупное количество публикаций ученых российских вузов в мировой научной прессе за последний год снизилось. Число обучающихся в России иностранных студентов выросло – но за счет региональных вузов, в то время как в ведущих столичных университетах оно упало. Ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин отметил, что затруднение процесса публикации в иностранных научных изданиях является очень важным вызовом, поскольку нет другого способа оценить качество научных исследований иначе как с помощью количества и цитируемости статей в ведущих мировых журналах.
Оживленные дискуссии вызвал переход России к национальной системе уровней высшего образования. Ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова призвала сохранить все лучшее из старой системы. Михаил Гордин отметил, что само по себе изменение названий учебных программ большой роли не играет, для работодателя важнее название университета, который закончил соискатель, а то, что четырех лет для получения сложных специальностей мало, было известно и раньше. Немного иное мнение высказал ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. Он считает, что фундаментальность не определяется сроком обучения. Ну а президент МФТИ Николай Кудрявцев предложил компромиссное решение: к 4 курсу студенты уже должны участвовать в научных исследованиях и проводить значительную часть учебного времени на рабочем месте в научных организациях, которые выступаю партнерами вуза. Вице-президент РАН Степан Калмыков особо подчеркнул, что дипломы бакалавров и магистров должны быть сохранены для иностранных студентов.
Инженерное образование и гуманитарные науки
Еще одним поводом для дискуссии стало изменение перечня специальностей, а также признаваемая многими руководителями вузов назревшая необходимость давать студентам компетенции, относящиеся к разным специальностям. Осознание этой необходимости уже воплотилось в практике выдачи некоторыми вузами парных дипломов – например, экономиста и юриста (как в Финансовом университете) или специалиста по государственному и муниципальному управлению и бизнес-информатике (как в РАНХиГС). Много говорилось о том, что современный инженер должен получать гуманитарные навыки из области экономики и дизайна, что многие специальности сегодня требуют изучения информационных технологий.
Выступая по этой проблеме, ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко отметил, что, хотя междисциплинарность – это очевидный современный тренд, недопустима ситуация, когда факт междисциплинарности исследования недобросовестно используется как якобы гарантия его уровня. «Сама по себе междисциплинарность ничего не говорит о научном калибре результата», – заявил Владимир Шевченко. Тем не менее, по словам ректора НИЯУ МИФИ, здесь есть огромное поле деятельности – в частности в НИЯУ МИФИ идет совмещение традиционных для университета инженерно-физических компетенций с компетенциями в сфере наук о жизни.
«Современная медицина – это высокотехнологичная область, в которой используются самые передовые технологии: технологии работы с частицами и с излучением, с магнитными полями, технологии обработки больших данных, возможности искусственного интеллекта. У университета здесь хороший задел, в том числе, в контексте задач по технологическому суверенитету, которые сегодня стоят перед страной. У нас есть большое количество медицинской техники западных и японских производителей, которую нужно обслуживать. Важно быстро подготовить специалистов, которые будут уметь это делать. Но за этой ближнесрочной задачей не стоит забывать и о долгосрочных планах – наша страна имеет возможности стать заметным игроком на мировом рынке современных технологий, оборудования, идей для медицины. Фокус – на развитие квантовых технологий и технологий искусственного интеллекта в применении к задачам ранней диагностики. Мой личный прогноз: мы можем ожидать ярких результатов именно в этой области», – подчеркнул Владимир Шевченко.
Также Владимир Шевченко согласился с другими выступающими, что необходима имплементация гуманитарных знаний в инженерное образование.
«Не секрет, что у нас подготовка инженеров наследует великой советской инженерной традиции, когда инженер считает, что вопросы ресурсных и временных ограничений менее значимы, чем вопросы, скажем, массогабаритных ограничений. В том числе и поэтому у нас есть, положа руку на сердце, некоторые сложности с воспитанием Генри Фордов или Илонов Масков. Инженер дня сегодняшнего и, тем более, завтрашнего должен рассматривать внешние экономические, потребительские, гуманитарные ограничения как свою, а не чью-то еще проблему. Это имеет прямое отношение к востребованности того, что он делает, к промышленным эстетике и дизайну, к тому, в чем мы традиционно были не слишком сильны. Здесь очевидно есть над чем поработать», – сказал ректор НИЯУ МИФИ. По его мнению, новое поколение технологических предпринимателей должно понимать, что эти вопросы – не просто еще одна гуманитарная дисциплина, а существенный внутренний параметр их инженерной деятельности, который сделает ее по-настоящему востребованной.
Национальные научные школы и мировая наука
Обсудили на форуме и такие непростые и глубокие темы как процесс интеграции вузов с субъектами региональной экономики, взаимодействие российских университетов с работодателями, пути к достижению технологического лидерства России.
Сергей Киреев подчеркнул, что миссия НИЯУ МИФИ, только на московской площадке которого обучается более 7 000 студентов, – ответ на глобальные научные и технологические вызовы в сотрудничестве с мировыми научными центрами, обеспечение стратегической безопасности России через глобальное превосходство в высоких технологиях. И напомнил о том, что в этом году университет продолжает праздновать 80-летие со дня основания, а его первый выпускник – Николай Басов – стал лауреатом Нобелевской премии по физике.
«Мы гордимся тем, что по физике входим в топ-40 университетов мира. Но наша цель – войти в пятерку лучших. Бывают национальные научные школы, но не бывает национальной науки. Поэтому необходимо стать лидерами на мировом уровне», – уверен Киреев.
Директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований НИЯУ МИФИ также рассказал об итогах Всероссийского инженерного конкурса, оператором которого выступает университет, и предложил при составлении рейтингов оценивать и такой критерий как дипломные работы выпускников вузов – важный показатель качества образования.
«Во Всероссийском инженерном конкурсе в этом году участвовало более 7 000 выпускников из 223 технических вузов. Сто лучших вышли в финал. Это золотой фонд отечественной инженерии. Эксперты государственных экзаменационных комиссий, оценивавшие работы, признали, что среди них есть выдающиеся. Возможно, RAEX при составлении рейтингов вузов стоит учитывать и этот показатель», – внес предложение Сергей Киреев.
И добавил, что рейтинги – очень полезная история, которая помогает вузам развиваться и двигаться вперед, перенимать друг у друга лучшие практики и более эффективно сотрудничать.
Сергея Киреева поддержал ректор Российского нового университета Владимир Зернов.
«Соглашусь с Сергеем Киреевым: нам надо решать проблемы глобальные, мирового уровня. Мы не умеем догонять, мы умеем только перегонять, поэтому нашей целью должно быть мировое лидерство. Задача вузов – обеспечить генерацию новых знаний и высокий уровень образования», – считает Зернов.
Представители российских вузов также рассказали о развитии своих университетов и поделились лучшими практиками. Так, по словам и.о. ректора Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Юрия Альтудова, при КБГУ создана современная медицинская клиника, где акцент сделан на развитии инновационной горной и реабилитационной медицины. Начальник Управления стратегического планирования и программ развития СПбГУ Петра Великого Марина Врублевская отметила, что в Политехе апробируются новые технологические решения для городской инфраструктуры, например, разработанные студентами инновационные ливневые стоки, а победители школьных олимпиад привлекаются в университет для работы над реальными проектами. Проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Солянникова обратила внимание на необходимость выстраивания устойчивой коллаборации «государство – университет – корпорация» и назвала современные университеты «центрами, где формируется будущее экономики страны».
Также о «Будущем высшей школы» можно узнать, посмотрев репортаж с форума с участием ректора НИЯУ МИФИ на телеканале НТВ.