В НИЯУ МИФИ действует собственная социологическая служба
Празднующий в нынешнем году свое 80-летие Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» продолжает расти и осваивать новые области науки. В январе в НИЯУ МИФИ возникло новое исследовательское подразделение – Лаборатория полевых социологических исследований. Отмечающийся в России 14 ноября День социолога– хороший повод рассказать о новой лаборатории.
Фокус-группы – важнейший инструмент полевой социологии
Лаборатория входит в Институт фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук и была создана для проведения актуальных для НИЯУ МИФИ социологических исследований. Ее возглавил Илья Штейнберг – кандидат философских наук, МА социологии Манчестерского университета, автор и ведущий «Школы-студии полевого исследователя» при Институте социологии РАН и в «Шанинке», имеющий опыт постановки исследования и подготовки рабочих групп в Иркутске, Самаре, Саратове, Твери, Благовещенске, Алма-Ате, Ташкенте и т.д.
Также сотрудниками лаборатории являются доктор социологических наук, профессор НИУ ВШЭ Роман Абрамов и специалист по проведению опросов, сотрудник ВЦИОМ Наталья Терентьева.
По заданию учебного департамента университета специалисты лаборатории уже провели исследование «Зачем инженеру гуманитарные науки», посвященное роли преподавания гуманитарных наук (прежде всего истории и философии) при подготовке инженеров-физиков. Исследование проводилось методами глубинных интервью с руководящими сотрудниками университета, методом фокус-групп, а также методом «длинного стола», который объединяет в себе элементы мозгового штурма, фокус-группы и учебно-производственной практики: в организации исследования участвовали студенты младших курсов, которые получали зачет по социологическому практикуму.
В настоящее время лаборатория проводит лонгитюдное (долгосрочное) исследование процесса подготовки инженеров-исследователей – квалификации, являющейся визитной карточкой НИЯУ МИФИ. Оно, в частности, призвано выявить значимость отдельных учебных предметов при подготовке инженеров-исследователей, а также то, как меняется мотивация студентов в течение учебы. Как сказал Илья Штейнберг, важная задача университетских социологов – понять «влияние текущих событий в нашей стране на учебную и внеучебную жизнь студентов МИФИ».