НИЯУ МИФИ занял 4 место в рейтинге «Эксперт РА» лучших вузов 2014 года
5 мая 2014 года. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» составило третий ежегодный рейтинг вузов России. При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также проводились масштабные опросы среди 7,5 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.
Большинству вузов, входивших в первую десятку вузов России в 2013 году, по результатам нынешнего рейтинга удалось сохранить свои позиции. НИЯУ МИФИ поднялся с 5 места прошлогоднего рейтинга на 4 позицию.
Место 2014 |
Место 2013 |
- |
Рейтинговый функционал |
Условия для получения качественного образования, ранг |
Уровень востребованности выпускников работодателями, ранг |
Уровень научно-исследовательской активности, ранг |
1 |
1 |
4.6184 |
1 |
2 |
1 |
|
2 |
2 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
4.1476 |
4 |
3 |
6 |
3 |
3 |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана |
4.0364 |
6 |
1 |
14 |
4 |
5 |
3.9659 |
9 |
5 |
2 |
|
5 |
4 |
3.9583 |
3 |
19 |
5 |
|
6 |
6 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
3.9241 |
5 |
8 |
15 |
7 |
7 |
Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
3.9034 |
7 |
12 |
4 |
8 |
8 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
3.7371 |
10 |
10 |
11 |
9 |
11 |
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ |
3.6664 |
2 |
22 |
38 |
10 |
15 |
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина |
3.4707 |
24 |
6 |
9 |
Главный вывод исследования – конкуренция между ведущими вузами России стала нарастать стремительными темпами. Средний балл ЕГЭ в расчете на 1 экзамен у топ-100 участников рейтинга 2014 года составил 74,5 против 70,4 годом ранее. Среднее финансирование в расчете на студента по топ-100 вузов России выросло за год на 9,8%. А количество публикаций, индексируемых в наукометрической базе Scopus, приходящихся на одного научно-педагогического работника, увеличилось на 26,4%. В условиях столь высокой конкуренции улучшение даже нескольких показателей вуза отнюдь не гарантирует роста в рейтинге. К российским вузам сейчас как никогда применим принцип, озвученный в произведении Л.Кэрролла «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте».
Средства господдержки, выделенные ряду вузов для повышения их конкурентоспособности, стали ощутимым подспорьем для продвижения в рейтинге «Эксперта РА». 11 из 12 первых получателей таких субсидий отстояли или улучшили свои позиции в рейтинге. Среди поднявшихся в рейтинге -- МИФИ, УрФУ, Томский госуниверситет, Университет ИТМО, Нижегородский госуниверситет. При условии эффективного управления вузы-получатели субсидий вправе претендовать на высокие места и рассчитывать на положительную динамику в рейтинге и в следующем году.
Зафиксированный в ходе подготовки предыдущих рейтингов разрыв между потребностями работодателей и предпочтениями абитуриентов сохранился. Первым требуются «технари». Так, в топ-20 вузов по востребованности работодателями 12 технических вузов и всего два экономических. Абитуриенты, в свою очередь, предпочитают экономические и управленческие направления, что способствует росту стоимости платного обучения в соответствующих вузах.
Как составлялся рейтинг
Цель составления рейтинга вузов — оценить способность университетов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.
Рейтинг отражает интегральную оценку качества подготовки выпускников, определяемую статистическими параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников вузов. Всего в опросах приняли участие свыше 7,5 тыс. респондентов. Источниками статистической информации стали данные анкетирования вузов, наукометрические показатели и данные из открытых источников. Для справки: в 2014 году в анкетировании приняли участие 125 вузов, в 2013 году – 118 вузов, в 2012-м — 116.
Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:
1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5). Интегральная оценка уровня преподавания (3 критерия), степени международной интеграции (4 критериев), ресурсной обеспеченности вуза (4 критерия) и степени востребованности абитуриентами (3 критерия).
2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3). Интегральная оценка качества карьеры выпускников (7 критериев), сотрудничества с работодателями (5 критерия).
3. Уровень научно-исследовательской активности вуза (вес = 0,2). Интегральная оценка инновационной активности (11 критериев), научных достижений (5 критериев) и инновационной инфраструктуры (3 критерия).
Методика рейтинга регулярно обсуждается с представителями ведущих вузов России и дорабатывается с учетом высказанных мнений.