Президент РФ провел очередное заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России
26 сентября в городе Димитровграде Ульяновской области состоялось 26-е заседание Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. Тема заседания посвящена подготовке специалистов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.
«Решать кадровые проблемы надо хорошо понимая, сколько и каких специалистов не хватает в конкретных отраслях экономики», - заявил Президент России Д.А.Медведев. Он напомнил, что уже было принято решение об увеличении финансирования программ обучения инженеров по приоритетным направлениям. «Нужно уделить внимание подготовке и других специалистов, необходимых для модернизации и технологического развития экономики», - добавил Глава государства.
По его мнению, для студентов наиболее актуальным вопросом является трудоустройство после получения образования. «Я уже дал поручение во всех государственных вузах создать центры содействия занятости», - заявил Д.А.Медведев. По словам Президента, от того, насколько результативно будут работать эти центры, будет зависеть оценка вузов, а«одним из критериев оценки работы вузов должен стать показатель трудоустройства выпускников по специальности, а ректоры вузов должны понимать, что на основании этих показателей будут приниматься решения об объемах финансирования и кадровые решения».
Ректор НИЯУ МИФИ М.Н.Стриханов представил основной доклад по теме заседания, посвященный подготовке специалистов для инновационных ядерных технологий. «Подготовка кадров для инновационных отраслей экономики фактически представляет собой продолжение рассмотрения, которое было начато полгода назад в Магнитогорске и касалось развития инженерного образования в России», - отметил ректор. Как отметил М.Н.Стриханов, между вузами и работодателями должна быть абсолютная гармония, без нее не будет ни эффективного образования, ни хороших инженеров. «Подготовка кадров без участия работодателей заведомо обречена на провал. Наоборот, при активном участии работодателей в образовательном процессе, предприятия получают готовых и востребованных специалистов», - заявил он.
Представляя участникам заседания НИЯУ МИФИ, ректор отметил, что университет является сетевым региональным научно-образовательным холдингом в регионах присутствия Госкорпорации«Росатом». «Он имеет международный бренд, который основан на фундаментальной физико-математической подготовке студентов, производственной дипломной практике на профильных предприятиях, проведении научных исследований мирового уровня, а также на мобильности студентов по различным региональным подразделениям университета с целью более эффективного приближения их к местам будущей работы», - заявил М.Н.Стриханов. Госкорпорация «Росатом» является одной из немногих отраслей, которой сформирован заказ университету на подготовку кадров до 2015 года по 200-м специальностям и направлениям подготовки в разрезе региональных предприятий атомно-энергетического комплекса, ядерного топливного цикла, ядерного оружейного, научно-технологического и машиностроительного комплексов.
Говоря о наибольших проблемах ведущих университетов страны, ректор НИЯУ МИФИ отметил высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава. В настоящее время он зачастую превышает пенсионный. В то же время, существует недостаточная мотивация молодых ученых заниматься преподавательской деятельностью, прежде всего, из-за неконкурентоспособной заработной платы, а также отсутствия жилья. «Необходимо принять срочные меры со стороны государства, чтобы сохранить высокий уровень отечественного инженерного образования», - заявил М.Н.Стриханов.
Еще одной проблемой российских вузов ректор назвал недостаточную подготовку школьников, абитуриентов по естественно - научным дисциплинам, в первую очередь, по физике и математике. «Нам представляется, что надо существенно усилить сотрудничество вузов и школ», - сказал М.Н.Стриханов. У НИЯУ МИФИ и Госкорпорации «Росатом» имеется опыт сотрудничества со школами всех 14 субъектов Российской Федерации, где расположены региональные подразделения университета. При этом средний балл, поступающих в НИЯУ МИФИ, возрастал в течение последних трех лет, а по физике университет занял 2-е место в общероссийском рейтинге.
Ректор также отметил влияние вузовской науки на качество преподавания. Общеизвестно, что преподаватель, который участвует в научных исследованиях, способен читать свой курс с учетом новейших достижений. «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вузов в интересах работодателя и по тематике работодателя – необходимый и эффективный инструмент повышения качества подготовки кадров» - подчеркнул М.Н.Стриханов.
В качестве примеров сотрудничества НИЯУ МИФИ с работодателем ректор отметил подготовку междисциплинарных исследователей для работы по прорывным направления на сверхсовременных научных установках Научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» и образовательный сегмент Ядерно-инновационного кластера в Димитровграде. Часть димитровградских студентов пройдет обучение в Москве и Обнинске и получит углубленную физико-математическую подготовку для дальнейшей работы исследователями. А преддипломную и дипломную практику они пройдут в Димитровграде, в Институте атомных реакторов и Центре медицинской радиологиии.
Подводя итог своего доклада на Комиссии, М.Н.Стриханов сделал ряд предложений:
1. С целью подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России считать необходимым участие вузов, реализующих подготовку кадров по профильным направлениям деятельности компаний с государственным участием, в программах инновационного развития этих компаний с объемом финансирования НИОКР, выполняемых вузами, не менее 5-10% от общего объема НИОКР компании к 2015 году.
2. Сформировать государственную программу привлечения молодых ученых к преподавательской деятельности в высших учебных заведениях, реализующих подготовку кадров по приоритетным направлениям развития экономики России, предусмотрев в ней строительство общежитий, а также софинансирование из собственных средств учебного заведения.
3. Внести изменения в Перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, выделив (при необходимости определив новые) направления подготовки, соответствующие приоритетным направлениям развития экономики России.
4. Разработать государственную программу информационной поддержки подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики России.
В конце своего выступления М.Н.Стриханов обратил внимание Президента РФ на проблему безопасности студентов, приведя в качестве примера три трагических случая, произошедших со студентами НИЯУ МИФИ за последние несколько недель, которые привели к гибели под колесами автомобилей 3-х девушек и тяжелым травмам еще нескольких студентов. Ректор НИЯУ МИФИ предложил разработать и реализовать специальную государственную программу «Безопасный маршрут», направленную на обеспечение безопасности студентов и школьников на пути следования к местам обучения. Д.А.Медведев подчеркнул, что он полностью разделяет озабоченность, поскольку эта проблема касается не только НИЯУ МИФИ, ему известны и другие аналогичные случаи, произошедшие со студентами московских вузов, в частности РУДН. Президент РФ обратил внимание мэра Москвы на необходимость срочного решения этой проблемы.
Видеосюжеты: http://news.kremlin.ru/video/949
http://www.ntv.ru/video/261067/
Доклад М.Н.Стриханова http://www.youtube.com/watch?v=JSS9A8fuM3c