ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НИЯУ МИФИ

25
октября
2010

Первоочередные направления работ по развитию концепции НИЯУ МИФИ

А.И. Воропаев, В.М. Мурогов, С.О. Старков

Обнинский институт атомной энергетики –

филиал ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

Перед Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) была поставлена задача «стать мощным кластером в области ядерного образования, полностью удовлетворить потребности Росатома в подготовке кадров.

НИЯУ МИФИ должен стать серьезным игроком на мировом рынке образовательных услуг в области ядерных технологий, обеспечивающим «под ключ» кадровое сопровождение международных проектов»[1].

До 2020 г. требуется обеспечить обучение специалистов в количестве 3,5 – 3,9 тысяч человек ежегодно [2]. Сегодня на предприятиях Росатома 43% сотрудников имеют высшее образование, чего нет ни в одной другой отрасли отечественной промышленности. Сохранится ли в среднесрочной перспективе эта цифра? Например, только для ОАО «Концерн Росэнергоатом» суммарная потребность в сотрудниках на период до 2020 года с учётом ввода новых АЭС и выбытия персонала составляет более 40 тысяч человек2. Отдельно стоит вопрос о подготовке нового поколения специалистов для выполнения ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года», предполагающей концентрацию усилий на создании реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом.

Сегодня сохранение и передача ядерных знаний в России - не локальная, узкоспециальная проблема атомной отрасли, а глобальная задача государственного уровня, так как ее решение - залог энергетической безопасности страны в будущем. От её решения зависит судьба страны.

Решение проблемы преемственности в подготовке кадров осложняется рядом факторов. Первая и самая общая причина - демографический провал. Резко сокращается количество выпускников российских школ: в 2009 г. их число составляло 1 034 000 человек, а в 2010 г. - 878 000 человек. Кроме того, падает уровень подготовки школьников по естественным наукам, что констатируется в многочисленных публикациях [3]. Есть и другие причины снижения эффективности подготовки специалистов: ослабление интереса школьников к техническим дисциплинам, нежелание выпускников вузов последних лет работать по специальности, старение профессиональных преподавательских кадров.

В стратегии развития НИЯУ МИФИ одним из ключевых направлений решения обозначенных выше задач должно стать создание единого информационно­го образовательного пространства НИЯУ МИФИ для своей целевой аудитории. Базовая часть этой аудитории, эффективная работа с которой определяет долгосрочный успех развития НИЯУ, - это школьники.

Хорошо понимая важность ранней профессиональной ориентации, Росатом в течение последних 2-3 лет активно создает информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ). Из 11 запланированных ИЦАЭ открыто уже семь (см. http://myatom.ru/). Помимо этого, завершается работа над концепцией Центрального музея отрасли (ЦМО) - выставки достижений атомной отрасли России, выполнен ряд работ по созданию отраслевого мемориального комплекса на базе первой в мире АЭС в г.Обнинске.

Основные задачи ИЦАЭ и ЦМО – ведение профориентации и привлечение в отрасль молодежи, в т.ч. путем формирования положительного имиджа отрасли. Методическая и информационная поддержка ИЦАЭ,формирование архива и учебных материалов, образцов раздаточных материалов для музея должны находиться постоянно в поле зрения НИЯУ МИФИ.

Второй ключевой проблемой является создание учебных материалов нового поколения для студентов, аспирантов, молодых преподавателей вузов и средних технических учебных заведений, а также кадровое сопровождение международных проектов вне России, т.е. подготовка зарубежных специалистов.

Ниже делается попытка определить первоочередные действия по решению этой задачи, максимально используя имеющиеся заделы.


Формирование исторической и образовательно-просветительской базы знаний по атомной науке и технике


Работа по формированию базы знаний проводится в г.Обнинске уже более пяти лет в основном на инициативной основе с широким привлечением «ядерной» молодежи. Эта задача ставилась как одна из целей создания Российской ассоциации ядерной науки и образования (РАЯНО), учрежденной Обнинским институтом атомной энергетики и РНЦ «Курчатовский институт» в 2005 г. Данному проекту было дано сокращенное название «Незабудка».

Уже сегодня собранный архив материалов не имеет аналога в России. В базу знаний на данный момент входят:

- фильмотека отечественных и зарубежных исторических, учебных и научно-популярных фильмов, старых хроник, документальных съёмок (всего более 400 единиц, 25 тематических разделов), в т. ч. из архива ядерной Библиотеки МАГАТЭ.

- коллекция «Живая история» - видеозаписи людей, стоявших у истоков ядерной энергетики, атомного флота и космоса, ядерной медицины (более 20 часов);

- архив веховых документов и фотографий;

- электронная библиотека малотиражных книг по истории отрасли, старых, но не потерявших актуальности учебников, монографий, справочников, обзоров.


Авторы предлагают, используя задел и накопленный в Обнинске опыт, создать информационно-аналитический центр (ИАЦ) Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Его основными задачами должны стать консолидация и координация работ по формированию указанной базы знаний.


База знаний (БЗ) рассматривается как фундамент для создания:

· информационных материалов (видеофильмов, дисков, буклетов, плакатов), которые в интересной, доступной и наглядной форме популяризуют знания о базовых физических и технических принципах широкого спектра ядерных технологий, результаты, перспективы и важность их развития для обеспечения энергетической и социально-политической безопасности страны;

· нового поколения учебных материалов для школьников (трех возрастных групп), студентов (в том числе зарубежных), аспирантов, молодых специалистов, преподавателей НИЯУ МИФИ;

· Интернет-портала, посвященного ядерному образованию. Созданы и быстро развиваются европейская (ЕNEN) и азиатская (ANENT) ядерные сети. В данном вопросе явно видно отставание нашей страны.

К ближайшим задачам можно отнести:

(a) Изучение опыта зарубежных организаций в области работы с молодежью и создания учебных пособий

Крупнейшие ядерные корпорации мира уделяют большое внимание воспитанию молодого поколения будущих ядерщиков. На их сайтах можно легко найти разнообразные материалы, задача которых – в доступной форме рассказать юному посетителю портала о ядерной энергетике, вызвать у него живой интерес к мирному атому. Например, в США Департамент энергетики регулярно обновляет книгу «Запряженный атом». В ней наглядно и популярно рассказывается о многих аспектах атомной энергетики. Из Англии мы получили шесть изданных BNFL дисков для детей, где в игровой форме объясняется, что такое энергия, как работает атомная станция.

Однако, как констатируется в подготовленной справке [4], на сайтах отечественных предприятий атомной отрасли подобной информации немного. Она практически отсутствует даже на Интернет-ресурсах крупных российских научных центров.

Нами составлена аналитическая справка с перечнем материалов, которые необходимо заказать в зарубежных ядерных корпорациях. Они необходимы как аналоги и источники идей для разработки нового поколения учебных материалов.


б) Проведение в режиме видеоконференции цикла лекций ведущих специалистов ядерной отрасли



В настоящее время в ОАО «Концерн Росэнергоатом» успешно функционирует и развивается единое информационное пространство [5], в повседневную практику вошли видеоконференции со многими участниками. Еще в 2007 г. была озвучена и получила поддержку руководства концерна идея проведения в режиме видеоконференции пилотного курса из 5-7 лекций, который прочитают лучшие специалисты отрасли [6]. РАЯНО в кооперации и при поддержке МАГАТЭ готовит серию мультимедийных лекций по курсу «Современные научно-технические проблемы развития ядерной энергетики».

в) Продвижение образовательной программы «Школьникам об атомной энергетике»

Заслуживает поддержки и должна развиваться образовательная программа «Школьникам об атомной энергетике». Её с 2008 года в кооперации с РАЯНО реализует небольшая группа учителей средней общеобразовательной школы 793 ЮЗАО г. Москвы [7].

г) Создание мультимедийного курса лекций «Введение в ядерную специальность».

Работа ведется РАЯНО совместно с МАГАТЭ и при его поддержке


Старые учебные фильмы

До распада СССР вопросу использования и развития учебного кино и телевидения в школах, вузах, системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в первую очередь по общенаучным дисциплинам, уделялось очень большое внимание. По этому вопросу было принято несколько правительственных постановлений.

В систему «Союзшколфильм», «Союзвузфильм», «Союзнаучфильм» (в разные годы они имели разные названия) входили практически все киностудии как РФ («Мосфильм», «Ленфильм», «Свердловская киностудия»), так и республик («Киевская студия научно-популярных фильмов», «Рижская киностудия» и др.).


1. Учебные фильмы для школ

В Обнинске сохранилась одна из немногих фильмотек. В ней имеется:

- около 2000 учебных кинофильмов (16-миллиметровая пленка);

- 1200 видеокассет (VHS) по всем предметам и классам общеобразовательной школы.

Сегодня это богатство практически выведено из учебного процесса, так как:

- в большинстве школ отсутствует необходимая аппаратура для показа фильмов на киноплёнках;

- видеокассеты школам не выдаются из-за проблем с соблюдением авторских прав.

Ранее показ учебных фильмов в школах был обязательным и контролировался органами народного образования. Крайне неразумно в одночасье расстаться с формировавшейся в течение 40 лет базой для образования, в которую входят уникальные видеоархивы. Все фильмы создавались с учетом методических требований, благодаря чему учитель может легко встроить показ видеозаписи в общий ход урока.

Как известно, МАГАТЭ уже перевело в цифровой формат все свои кинофильмы по ядерной тематике (в т.ч. учебные), что создало возможность использования их при подготовке лекционных курсов.

2. Учебные фильмы для вузов и системы повышения квалификации

Менее понятна ситуация с научно-популярными фильмами и учебными фильмами для вузов. Нам не удалось найти полного перечня этих фильмов. На прямой запрос к правопреемникам указанных выше киностудий с просьбой прислать список фильмов по физике, химии и энергетике ответил только ФГУП Фильмофонд киностудии «Ленфильм».

Некоторую информацию можно получить, анализируя электронные библиотеки вузов и колледжей, в том числе в бывших республиках СССР, файлообменники в Интернете. Мы пришли к выводу, что таких фильмов по всем областям науки и техники в 1965-1989 гг. было создано не менее 5000. Просмотр небольшой их части привел к выводу, что многие из них не потеряли ценности и сегодня.


В настоящее время нами формируются следующие разделы каталога фильмотеки для учащихся – будущих студентов:

- математика;

- физика (механика, оптика, гидравлика, термодинамика);

- химия;

- биология.


Необходимы следующие действия:

- инвентаризация учебных материалов с позиций ценности для учебного процесса в сегодняшних условиях;

- прояснение статуса указанных учебных материалов с позиции авторских прав;

- перевод отобранных материалов в цифровой формат.



3. Виртуальный лекторий - важная составляющая единого информационно­го образовательного пространства НИЯУ

Проблемами построения системы широкодоступного дистанционного образования, в целом и развитием видеолекций в частности, давно занимаются за рубежом. Среди вузов, работающих над созданием подобных программ, одним из лидеров является Massachusetts Institute Technology (MIT) (http://ocw.mit.edu).

Его проект OpenCourseWare позволяет получать доступ к материалам лекций, семинаров, лабораторных работ по множеству предметов [8]. Кроме того, предоставляется возможность ознакомиться с видеоархивом лекций по различным предметам и видеозаписями важнейших событий и лекций, проходящих в институте. Некоторые видеокурсы можно найти в студенческой сети в свободном доступе. Число лекций перешло порог 1000 и быстро растет.


Что дает виртуальный лекторий?

- студентам - помощь в планировании обучения, дополнительные учебные материалы;

- университету - высокий уровень образовательных стандартов, стимулирующих инновации, вызывающих гордость у студентов за свой вуз;

- факультетам - демонстрацию своих образовательных программ, улучшение механизмов привлечения студентов и преподавателей к созданию учебных материалов, расширение использования цифровых материалов в обучении, развитие сотрудничества среди профессорско-преподавательского состава;

- преподавателям - новый способ подачи материала, отличающийся высокой зрелищностью, своеобразную рекламу своего профессионализма.

Опыт MIT показывает, что открытая публикация образовательных материалов не приводит к падению интереса к очному образованию. Видеолекции, выложенные на сайте, изначально не предназначены для замены диалоговой среды «студент – профессор».

Открытые образовательные материалы увеличивают интерес к программам обучения, предоставляемым институтом, являясь тем самым маркетинговым инструментом.

В России неоднократно подчеркивалась перспективность создания видеолекций и необходимость их реализации. Эти вопросы неоднократно поднимались на различных конференциях. Однако демонстрируемые наработки представляют собой в основном авансные, единичные продукты.

Интересен проект «Золотые лекторы МФТИ», реализация которого мотивируется следующим:

  • Ни для кого не секрет, что даже очень хорошие лекторы стареют и, к сожалению, перестают читать лекции. Они часто оставляют свое наследие на бумаге, выпуская учебники и методички, однако тот фирменный стиль изложения, который позволял им «достучаться» до студентов, заинтересовать их, не всегда можно передать в учебных пособиях, а с годами он забывается.
  • Будущее поколение Физтеха должно иметь возможность увидеть на экране, как и какие лекции читались в их вузе. Для студентов необходимо полнее сохранить творческое наследие авторов учебников и пособий, давая тем самым возможность не только читать, но также смотреть и слушать.
  • Просмотр видеолекций способствует более глубокому усвоению знаний студентами за счет создания еще одной формы представления материала.
  • Предварительный анализ Интернет-ресурсов позволяет констатировать, что на сайтах зарубежных университетов представлено во много раз больше учебных планов, презентаций преподавателей, методических материалов и т.д., чем имеется в наших вузах.

Ближайшими задачами являются:

(a) Принятие решения о резком форсировании работ по созданию виртуального лектория (ВЛ) НИЯУ МИФИ.

(б) Создание 2-3 рабочих групп по реализации проекта, закупка оборудования, быстрое обучение молодежи методам операторской работы и монтажа видеоматериалов.

(в) Подготовка справки о том, какие видеолекции, учебные планы, презентации преподавателей, методические материалы зарубежных университетов могут представлять интерес для НИЯУ МИФИ.


(г) Утверждение списка лекций, которые войдут в ВЛ, доработка силами молодежи презентаций лекторов. Соответствующая работа уже ведется в г.Обнинске. Достигнутые результаты в виде проекта были представлены на «Конкурс работ по развитию НИЯУ МИФИ».

Для реального решения задачи привлечения молодежи и подготовки высококвалифицированных современных специалистов (в т.ч. для работы за рубежом) необходимо перейти от слов к делу формирования образовательного пространства НИЯУ МИФИ.


Авторы благодарны А. А. Золотухиной за помощь в подготовке данного материала.


[1] Михаил Стриханов: Путь, с которого не свернуть (интервью для сайта Росатома, 12.07.2010)

[2] Кадры: резерв главного командования («Страна Росатом», № 12, сентябрь 2010)

[3] В качестве примера процитируем газету «Известия»: «Дошло до того, что восьмиклассники не могут разделить дроби. <…> По прогнозам, уже к 2012 году в Петербурге будет реально ощущаться серьезный дефицит не только специалистов по IT-технологиям, но и биохимиков, физиков, математиков». («Разделить бы дроби», 26.01.2010).

[4] http://ranse.ru/news/news20100704.html

[5] Огромная заслуга в этом безвременно ушедшего от нас Б.В. Антонова.

[6] Пилотный проект для АЭС («Атомпресса», №10-11, март 2007)

[7] http://ranse.ru/school/aboutschool.html

[8] http://ocw.mit.edu/courses/audio-video-courses/

118