
Вложения в подготовку специалистов окупаются быстро
Образование в энергетике за последние годы стало не просто проблемной, а критически проблемной темой.
Специалисты опасаются, что, выходя из общемирового кризиса, экономика нашей страны рискует обрести новую болезнь – кадровый голод.
Начальники без подчиненных
Вузы нашей страны ежегодно выпускают тысячи дипломированных менеджеров, юристов, экономистов – всех тех, кто рассчитывает на должности высшего руководящего состава.
Желающих получить пост руководителя среднего звена и тем более стать рабочим становится все меньше.
Таким образом, тенденция к росту числа руководителей и сокращению количества младших сотрудников растет настолько стремительно, что в ближайшие годы энергетика, в частности, будет состоять из одних начальников, которым, по сути, руководить будет некем.
Обсудили наболевшее
О нынешнем кадровом составе российской энергетики, промышленности и других отраслей, о мотивациях, которые толкают вчерашних школьников поступать в одни учебные заведения и отказываться от других, по их мнению, менее престижных образовательных центров, о предпочтениях выпускников вузов в работе и заработках, а также о том, каким заведениям и как удается выживать в кризис, состоялась дискуссия участников второй научно-практической конференции «Энергетика и образование: модернизация и кадры», которая прошла 13 мая 2010 года в рамках выставки «Энергетика и электротехника- 2010» в Санкт-Петербурге.
Организаторами мероприятия стали: ВО «Ленэкспо», Санкт-Петербургское отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия», газета «Энергетика и промышленность России», НОУ УМИТЦ (негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический инженерно-технический центр»).
Как отметил председатель петербургского отделения «Деловой России» Эльгиз Качаев, развитие электроэнергетики, атомной отрасли и вступление в действие закона о проведении аудита на энергетических объектах в ближайшие годы потребуют большого количества высококвалифицированных специалистов.
– На эту проблему необходимо обратить серьезное внимание сейчас, чтобы сегодняшний дефицит кадров в будущем не стал катастрофическим, – подчеркнул господин Качаев.
Нынешний уровень образования многие специалисты оценивают негативно, поскольку есть с чем сравнивать. Еще при Советском Союзе успешно зарекомендовавшая себя система обучения гарантировала полное отсутствие кадрового голода – быстро развивавшиеся отрасли, в том числе энергетика, были полностью обеспечены специалистами.
Кадровый голод
К сожалению, в 1990‑е годы мы стали терять этот потенциал: люди уходили из энергетики в другие отрасли, в бизнес, уезжали в зарубежные страны, – рассказал Качаев. – Спустя годы экономика страны обрела новое рождение, а энергетика пережила период реформирования. Когда определились новые хозяева отрасли, стало ясно, что советский ресурс энергетических мощностей – не вечный, и это показали аварии последних лет. Безусловно, никто не застрахован и от дальнейших аварий, потому что ресурс оборудования перешагнул за 50 процентов выработки. Кроме того, серьезно стоит вопрос о том, кто будет дальше развивать отрасль, заниматься ремонтом оборудования, реконструкцией, модернизацией и строительством новых объектов, кто реализует большие и амбициозные задачи энергетики? Это очень принципиальный вопрос, ведь кадровый голод есть, и он будет нарастать. Обсуждение всех этих вопросов мы выносим на общефедеральный уровень, и в ближайшее время мы планируем провести ряд тематических мероприятий с участием представителей профильных министерств, образовательных структур для того, чтобы разработать новые программа по совершенствованию отраслевого образования. Мы как представители общественной организации озабочены тем, что новые планы в отрасли сопровождаются растущим дефицитом трудовых ресурсов, а ведь энергетика – это очень опасная сфера, которая не прощает шуток и неквалифицированного с ней обращения.
Кто будет работать в «умной экономике»?
Реальную ситуацию с отраслевым образованием также далеко не оптимистично описал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Ольховский на примере северной столицы.
– Законодательство начинается с федерального уровня, определяя, что и как должны принимать региональные структуры, – сказал господин Ольховский. – Президент России Дмитрий Медведев сказал, что «вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания и новые технологии, полезные людям». Вопрос в том, как эти планы реализуются в жизни. В последние годы государство предприняло целый ряд шагов, направленных на реформирование государственной системы образования, которые составляют основу научно-технического комплекса страны. Мы не можем выделять энергетику как нечто совершенно обособленное и имеющее больше отличных, чем общих черт в экономическом комплексе нашей страны.
При переходе страны на новый экономический уровень, построение системы инновационных решений, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса, особенно актуально стоит проблема кадрового обеспечения, которая выступает предпосылкой к модернизации страны или серьезным тормозом на пути инновационного развития.
Ход реформы
В настоящее время начался важный этап системы реформирования образования и науки: принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», устанавливающий в системе российского образования новый вид профессионального образования – федеральные университеты, а также университеты, которым присвоено название «Национальный исследовательский университет».
Создание этих университетов направлено на модернизацию образования на основе интеграции науки, образования и производства и повышения качества образования.
Задача новых университетов – подготовка кадров для обеспечения инновационной экономики, устранение диспропорций между реальными потребностями и сложившейся структурой специалистов.
В октябре 2009 года президент Медведев подписал Указ о создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном округах. И в дополнение к двум национальным исследовательским университетам – МИФИ и МИСИС на основании конкурса отобраны еще 12 вузов, которые выдвинуты и на статус «Национальный исследовательский университет».
Образование в законе
Вся деятельность высшего образования базируется на федеральном законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании, поэтому только список изменений, внесенных в этот закон, занимает два листа, и понятно, что это латаный-перелатанный закон.
Если говорить о дополнительных законах, то это федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности».
Кстати, президент выступал с инициативой о том, чтобы открыть в университетах некие прообразы советских центров научно-технического творчества молодежи, где молодые люди смогли бы реализовывать свои инновационные идеи и готовиться ко вступлению во взрослую профессиональную жизнь. Эта идея была широко поддержана, хотя и не реализована до сих пор.
В поисках среднего звена
Александр Ольховский остановился и на отдельных направлениях в сфере подготовки кадров, которые, казалось бы, имеют и высшее образование, и хорошие перспективы в трудовой деятельности.
– Ни один бизнес не может держаться только на руководителях, – подчеркнул господин Ольховский. – Ниже этих категорий должны находиться как минимум две структуры – средний управленческий персонал, тот, что раньше называли техническим, и рабочие кадры, без которых вообще бессмысленно все производство. Так вот, сейчас возникла проблема, касающаяся второй ступени специалистов – в нашей стране остро ощущается потребность в менеджерах среднего звена.
Потому что старые кадры уходят, а современное достаточно быстрое развитие экономики России требует опережающих темпов подготовки специалистов для успешного ведения бизнеса в новых условиях. Если говорить о третьей ступени специалистов – рабочих кадрах, то здесь ситуация хоть и не совсем обнадеживающая, но не настолько плачевная, как в разделе «менеджеры среднего звена».
Например, в Санкт-Петербурге подготовку специалистов рабочих профессий выполняли ряд профтехучилищ, причем старейшие работники отрасли согласятся, что ленинградская модель профтехобразования была наилучшей в стране. И несмотря на то что до сих пор эта система сохранилась, она находится в некоем изуродованном состоянии, потому что годы отсутствия планового заказа на рабочую силу заставили ее уйти на подножный корм и готовить не тех, кто нужен, а тех, кто платит за обучение.
В итоге мы получили колоссальное количество юристов, бухгалтеров, экономистов, но не специалистов промышленности в реальном секторе экономики. И здесь наш город имеет реальные перспективы на выравнивание ситуации, есть хорошие примеры. Один из ведущих вузов судостроительной отрасли активно сотрудничает с администрацией города в рамках совместной программы по подготовке кадров для судостроительной отрасли.
– Я очень доволен, что крупный бизнес проявляет очень жесткие позиции в требованиях по кадрам. Более того, в рамках промышленного совета Санкт-Петербурга принято решение по разработке концепции промышленного развития города, там будут предложены рекомендации по подготовке кадров – и рабочих, и управленческих единиц, – подытожил Ольховский.
Комплексный подход
По мнению Александра Ольховского, законы – это лишь часть масштабной деятельности, которую предстоит вести в отношении возрождения кадрового потенциала России.
– Любые законы – это обрамление всей картины, главный вид – это система принятия мер, система управления кадрами и другими ресурсами, которые в конечном счете складываются в соответствующие региональные программы подготовки кадров. В этом плане Москва нас серьезно опережает. Еще в начале мая 2010 года в столице принято постановление правительства «О дополнительных мерах по подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства на 2010‑2012 гг.», которое имеет хорошо развитую нормативную базу, план мероприятий, список участников и финансирование за счет бюджетных и внебюджетных источников.
– Такая программа, – продолжил Ольховский, – безусловно, поможет нам в разработке собственной программы с учетом специфики промышленности и экономики Санкт-Петербурга. Подчеркну, что только отдельным законодательным решением, только усилиями бизнеса кадровую проблему решить невозможно. Нужно соединить все программы и понять, кого мы должны готовить для будущей экономики. Вкладывая сегодня в специалиста, мы ожидаем его выхода через два года со знаниями и уровнем образования, которые будут востребованы через два года.
Ирина КРИВОШАПКА