
Тренажер для кадров
В НИЯУ МИФИ 20 и 21 мая прошла интеллектуальная командная игра между студентами и преподавателями, имитирующая управление отраслью атомной энергетики. В этот раз победили студенты.
Две лиги, одна — студентов, другая — преподавателей, два дня пытались виртуально построить и ввести в эксплуатацию как можно больше новых АЭС. Победили студенты. Общий счет по результатам четырех сессий, прошедших в МИФИ в апреле и мае, — 2:2. Хотя энергоблоки строили и в виртуальном пространстве, сопротивлялась игровая среда не меньше реальной. Неожиданное падение тарифов на электроэнергию сокращало доходы, демографические ямы затрудняли комплектацию кадров, неверный расчет средств
и поставок сырья мог парализовать машиностроение. Но больше всего мешала игрокам разобщенность различных отраслей индустрии. Собственно, согласование их работы для достижения конечной цели и было сверхзадачей игры.
Перед началом состязания участники каждой лиги делились на шесть групп, представляя машиностроение («МашКомплект»), генерацию энергии («Энергоатом»), строительство и инжиниринг («АтомСтрой»), науку («Ростехнологии»); ЯТЦ («АтомУран») и фонд человеческого капитала. Команды получили исходные условия и прошли инструктаж по обращению с компьютерным симулятором. — Вовлечение в процесс было настолько полным, — рассказывает организатор игры в НИЯУ МИФИ, начальник управления дополнительного профессионального образования Вадим Федорченко, — что через пару часов перед нами были уже не студенты старших курсов, а директора профильных предприятий. Люди преображались — выдавали все, на что способны. Ведь игра выявляла не столько знание отраслевой специфики,
сколько способность договариваться, строить взаимовыгодные деловые отношения,
то есть качества хороших топ-менеджеров. Здесь нет индивидуального первенства — проигрывают или выигрывают все вместе. И знаете, при одинаковом стартовом капитале были команды, которые к третьему игровому году становились банкротами, а были и такие, у которых фонд только умножался и все получалось. Управленческие компетенции оказались сильнее внешних факторов. К слову, внимательно наблюдал за игрой не только Вадим Федорченко: из аудитории практически не выходили советники департамента стратегического управления «Росатома» Илья Трофимов и Елена Осипова. Такой интерес не случаен, ведь именно «Росатом» инициировал проведение игры. В лигу студентов приглашались только старшекурсники, которые не менее трех раз посетили лекции заместителя генерального директора госкорпорации Петра Щедровицкого в НИЯУ МИФИ. То есть те, кто всерьез интересуется работой департамента стратегического планирования. — Нет, мы не присматриваем будущих сотрудников, — отвечает на мои вопросы Илья Трофимов. — Наша задача формулируется иначе. По результатам игры у некоторых студентов
появится шанс поучаствовать в отборе в кадровый резерв «Росатома». Конечно, мы заметили всех, кто проявил нужные качества. Фамилии пока назвать не могу — результаты обрабатываются. А за счет лучших в команде преподавателей, возможно, будет расширяться управленческая структура института. — Основная задача преподавателей — создать конкуренцию «противнику», — считает Вадим Федорченко. — Но, скорее всего, уникальные качества игроков второй команды не останутся невостребованными. Отдельное спасибо создателю компьютерного тренажера Петру Тутаеву. Построенный им симулятор удивительно хорош. Сама идея игры пришла около двух лет назад группе молодых сотрудников Тольяттинской академии управления: Петру Тутаеву, Ивану Епифанову, Александру Бирюкову и др. На создание базовой версии ушло девять месяцев. Потом формат презентовали в «Росатоме». Там заинтересовались. Эксперты госкорпорации совместно с группой Тутаева наполнили мир симулятора особенностями и тонкостями реального положения атомной отрасли сегодня. Опробовали игру в Петербурге в июле 2009 года на сессии по развитию лидеров. Вторая, тоже экспериментальная, прошла в минувшем ноябре в НИЯУ МИФИ. Четыре сессии в апреле и мае этого года были уже рабочими. Следующие игры состоятся в НИЯУ МИФИ и в Обнинском ФЭИ осенью.
— Главное, что от действий всех команд, входящих в лигу, то есть от каждой из игровых ролей, — говорит Петр Тутаев, — зависит то, насколько эффективно будет реализован общий план. Не договорились между собой — остались ни с чем.
По мнению создателя симулятора, игра полезна не только карьерными перспективами. Она дает системное представление об основных процессах в отрасли, организационно-управленческие навыки, развивает самодисциплину, способность преодолевать непредвиденные обстоятельства, быстроту реакции, коммуникационные и другие деловые качества.
Павел ОРЛОВ, «Страна Росатом»