В РОССИИ ПОЯВИТСЯ НОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

31
май
2010

С этой осени в России появится, пока в виде эксперимента, новая форма обучения в высших и средних специальных учебных заведениях под названием "прикладной бакалавриат". Суть нововведения в том, чтобы учащимся ссузов преподавать больше теории, а студентам вузов - больше практических занятий. То есть происходит своего рода слияние техникума с институтом, благодаря которому станет больше выпускников с рабочими, по сути, специальностями, но имеющих на руках дипломы о высшем образовании, пусть и со степенью бакалавра. Нововведение очень интересное, считают специалисты, надо только отладить его механизм.

Производство становится все сложнее и технологичнее с каждым годом в отличие от работников, которые если и растут в профессиональном плане, то не так быстро, как машины. И, заглядывая в будущее, можно с уверенностью предсказать, что проще не станет. Поэтому в Минобрнауки решили ввести новую форму обучения под названием "прикладной бакалавриат". Обсуждение того, как нововведение будет действовать, ведется с 2008 г., а этой осенью, наконец, в нескольких десятках выбранных вузов по всей стране начнется пилотный эксперимент, который продлится четыре года. В нем задействованы такие учебные учреждения, как Московский институт стали и сплавов, Казанский государственный технологический университет, Академия народного хозяйства при президенте РФ, Финансовая академия, Пензенский госуниверситет, Сибирский федеральный университет и множество других университетов, институтов и колледжей. Точное число их сейчас определяется, но в любом случае участников будет не меньше 30.

"Обучение по программе прикладного бакалавриата - это практикоориентированное обучение, - объясняет начальник Отдела развития и нормативного регулирования профессионального образования Минобрнауки Наталья Гунявина. - Студент будет иметь возможность во время обучения применять теоретические знания на практике, проверять пригодность своих знаний и умений на рабочих местах". Причем идипломная работа должна быть посвящена не общетеоретической теме, а решению конкретной производственной проблемы именно того предприятия, где проходила преддипломная практика. "То есть диплом подразумевает помощь предприятиям со стороны студента", - поясняет Наталья Гунявина. Таким образом, получается обоюдная польза: предприятию приходит предложение, как решить ту или иную проблему, а выпускник взамен при условии, конечно, что он хорошо зарекомендовал себя во время учебы, получает практически гарантированноетрудоустройство.

Все обучающиеся по программе "прикладной бакалавриат" получат диплом о высшем профессиональном образовании, в том числе и те, кто закончил колледж. "Это возможно потому, что каждый участвующий в эксперименте колледж заключает договор о сотрудничестве с профильным вузом, - рассказывает Наталья Гунявина. - Именно в этом вузе выпускник будет проходить госаттестацию, защищать выпускную квалификационную работу и получать диплом".

Специалисты довольны тем, что наконец-то принято решение выпускать не просто бакалавров, которые многими работодателями оцениваются как кто-то вроде "лиц с незаконченным высшим образованием", а полноценных специалистов, имеющих в руках внятную рабочую специальность и при этом разбирающихся в теории. "Для нас стыковка высшего и среднего специального образования - вопрос очень жизненный, - говорит ректор Московского инженерно-физического института (МИФИ) Михаил Стриханов. - Сегодня инструменты и аппаратная база усложнились настолько, что нужны специальные кадры для эксплуатации современного оборудования".

Начинание Минобрнауки одобряют и другие руководители учебных заведений. "Уж коль мы присоединились к Копенгагенскому процессу (процесс, унифицирующий требования к профессиональному образованию и вводящий общую систему оценки знаний и навыков по всей Европе. - "Известия"), то должны соответствовать требованиям", - отмечает директор Саратовского финансово-технологического колледжа Галина Митрофанова. Ее колледж уже заключил 216 договоров с различными предприятиями, где студенты могут проходить производственную практику. "Если работа нашего студента во время прохождения практики устраивает работодателя, то они не теряют связи, и трудоустройство после окончания колледжа практически гарантировано, - рассказывает Галина Митрофанова. - Мы, со своей стороны, стараемся дать студентам все необходимые знания, в том числе и за счет факультативов. Это не только бухгалтерия, но и юриспруденция, налоги, новое программное обеспечение для финансистов. В результате "процент закрепления", то есть количество трудоустроившихся после окончания колледжа, составляет более 60%". Колледж сотрудничает с ведущими вузами Саратова, что должно облегчить вхождение в систему прикладного бакалавриата.

"Я считаю, что прикладной бакалавриат - это путь к созданию специалистов нового уровня, - полагает директор Казанского авиационно-технического колледжа Валерий Сохабеев. - Мы у себя в колледже используем в том числе и индивидуальную форму обучения, что помогает лучше проявить способности каждого ученика. В результате 70-80% учащихся потом трудоустраиваются на профильные предприятия".

Понятно, что система прикладного бакалавриата только отлаживается, и есть вопросы, которые еще ждут решения. Это, например, проблема самого статуса бакалавра. Получилось так, что введение разделения на бакалавров, магистров и классических специалистов в 1990-х привело к тому, что бакалавр стал считаться кем-то вроде недоучившегося специалиста. "Насколько востребованы сегодня бакалавры, особенно в технических отраслях, - это вопрос, - говорит Михаил Стриханов. - Надо менять классификацию специальностей. Пока же работодатели предпочитают брать специалистов, окончивших полный курс".

Решению этой проблемы как раз и способствует прикладной бакалавриат, считает Валерий Сохабеев. "Прикладной бакалавр приземлен, он больше практик, чем теоретик, и за счет этого он и станет востребован", - полагает он. Впрочем, по мнению Сохабеева, рано говорить о востребованности или невостребованности, вначале надо запустить программу, а уже спустя хотя бы пару лет оценивать ее целесообразность.

Новая программа на руку и средним профессиональным учебным заведениям, ведь выдавая диплом о высшем образовании, они смогут привлекать к себе больше желающих учиться. Учитывая, насколько велик на производстве дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров, можно рассчитывать, что в прикладные бакалавры абитуриенты пойдут с большой охотой.

Понятно, что нововведения всегда вызывают критику. Все возникающие проблемы невозможно предвидеть сразу, нужно время, чтобы выявить узкие места в новой программе. Но по крайней мере прикладной бакалавриат - это не просто следование мировой тенденции. Ведь каждое из учебных заведений - участников программы решило принять в ней участие не просто так. Проводились переговоры с работодателями, которые сказали, что они заинтересованы в специалистах нового типа, так что если программа обучения будет соответствовать требованиям руководства предприятий, то у прикладного бакалавриата большое будущее.

Константин РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

14