Представители НИЯУ МИФИ, российских и зарубежных университетов обсудили роль учебных лабораторий с использованием компьютерных систем в ядерно-инженерных образовательных программах

19
ноября
2013
12-15 ноября 2013 г. в НИЯУ МИФИ прошёл международный семинар «Роль учебных лабораторий с использованием компьютерных систем в ядерно-инженерных образовательных программах университетов». Семинар был организован в рамках соглашения о сотрудничестве между НИЯУ МИФИ и МАГАТЭ.

Открывая пленарное заседание, проректор Е.Б. Весна отметила, что проведение НИЯУ МИФИ совместно с МАГАТЭ тематических семинаров стало доброй традицией. «Поскольку тема семинара очень близка нашим сотрудникам, в стенах нашего университета есть много ярких и интересных специалистов в этой области, следовательно, есть, на что посмотреть и кого послушать. Рекомендую всем участникам семинара использовать эту возможность и познакомиться с нашими специалистами и лабораториями, а также послушать интересные доклады других участников. Желаю вам удачи в достижении тех результатов, ради которых вы все здесь собрались!», - сказала она.

Представители Белорусского Государственного университета информатики и радиоэлектроники - проректор по учебной работе и менеджменту качества Е.Н. Живицкая совместно с заведующим кафедрой электроники С.В. Дроботом сделали доклад о подготовке специалистов в области электронных и информационно-управляющих систем для Белорусской АЭС. Особое внимание докладчики уделили роли, которую играет в процессе обучения в их университете поставленная НИЯУ МИФИ в рамках исполнения контракта с МАГАТЭ учебная лаборатория «Реакторная физика, управление и безопасная эксплуатация ядерных энергетических установок». Эта лаборатория была создана специалистами кафедры «Автоматика» на базе многофункционального аналитического компьютерного тренажера энергоблока с реактором ВВЭР.

Руководитель группы отдела управления знаниями МАГАТЭ М. М. Сбаффони рассказала о программе МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, затронув и вопросы ядерного образования. М.Сбаффони сформулировала основные цели Агентства в области управления ядерными знаниями, в числе которых назвала достижение безопасности действий и эксплуатации ядерного оборудования при обмене оперативным опытом; достижение экономического роста и повышения производительности посредством эффективного распоряжения ресурсами знаний; совершенствование ядерного образования; стремление к ответственному использованию должным образом идентифицированных и защищённых от незаконного применения ядерных знаний и др.

В продолжение темы профессор НИЯУ МИФИ, консультант МАГАТЭ А.Н.Косилов представил обучающую киберплатформу МАГАТЭ - CLP4NET, при создании которой был получен симбиоз администрирования учебного процесса и собственно обучения. В основе концепции данной платформы лежит возможность дистанционного обучения и создания совместных образовательных программ с зарубежными университетами, что в свете борьбы НИЯУ МИФИ за мировые рейтинги представляется особенно важным.

На семинаре были заслушаны и обсуждены содержательные доклады, представленные специалистами НИЯУ МИФИ (в том числе ИАТЭ), ИГЭУ, ОАО «СНИИП», ГНЦ РФ ТРИНИТИ, посвященные опыту разработки и использования компьютерных систем для совершенствования ядерного образования и обучения персонала атомных станций.

Второй день работы семинара был посвящён ознакомлению участников с компьютерными системами, разработанными и используемыми в учебном процессе кафедрами №2 «Автоматика» и №5 «Теоретическая и экспериментальная физика ядерных реакторов» НИЯУ МИФИ, посещению учебных лабораторий этих кафедр с демонстрацией современных лабораторных практикумов.

На третий день состоялись презентация и практические занятия участников семинара в специализированной лаборатории «Физика реакторов, управление и безопасная эксплуатация ЯЭУ с ВВЭР-1000» кафедры №2.

Завершился семинар круглым столом по теме «Проблемы, задачи, перспективы и сотрудничество в области развития компьютерных систем в ядерно-инженерных образовательных программах университетов», в ходе которого были намечены пути дальнейшего сотрудничества при содействии МАГАТЭ российских и зарубежных университетов, вовлеченных в подготовку специалистов ядерно-инженерного профиля.

22